Накануне Ярославль посетил президент компании РЖД Владимир Якунин.
Он сообщил, что билеты на пригородные поезда могут подорожать, а самих поездов может стать меньше, если правительство не примет меры.
В результате реорганизации ОАО «РЖД», проведенной Минтрансом, с нового года пригородными пассажирскими перевозками занимается Северная пассажирская пригородная компания (СППК). Она будет существовать за счет продажи билетов и бюджетных дотаций за проезд льготников. При этом вся инфраструктура осталась в ведении РЖД, за пользование ею перевозчик платит в полном объеме. Существующая цена билета в пригородных поездах гораздо меньше себестоимости. Таким образом, компания несет убытки. Головная организация не может покрывать убытки дочки за счет успешных братьев грузоперевозчиков. Такая ситуация рано или поздно должна вылиться в снятие пригородных электричек и к росту цен на билеты. Если федеральный центр не возьмется субсидировать перевозки.
«Уже середина апреля, а ни копейки денег мы еще не получили, потому что схема, которая создана, - искусственная, – говорит президент компании РЖД Владимир Якунин. – Мы вынуждены предъявлять дочерним компаниям тарифы на использование инфраструктуры в полном объеме. В результате мы оказались в условиях неравной конкуренции. Перевозка пассажира поездом, в зависимости от региона в 2,5-4 раза дороже, чем автотранспортом, потому что автобус не платит за инфраструктуру, ее оплачивает государство. Для того, чтобы цены на билеты не подорожали, необходимо участие центрального и региональных бюджетов, которые компенсируют разницу между экономически обоснованной стоимостью перевозки и той, которую можно предъявить пассажирам».
Сколько будет задействовано пригородных поездов, и по какой цене они будут возить пассажиров, теперь решают региональные власти. Исходя из финансовых возможностей, руководство региона будет заключать договор с перевозчиком, где будет оговорено количество поездов и тарифы. Если у регионов нет денег – нет и электричек. По прогнозам специалистов, в этом году убытки СППК в Ярославской области достигнут почти миллиарда рублей, а в бюджете области на компенсацию этих убытков заложена лишь десятая часть. Правительство области намерено просить деньги у федерального центра. Губернатор выразил уверенность в том, что у него все получится.
«Совместно с Правительством РФ мы разработаем подходы для того, чтобы, с одной стороны, обеспечить сохранение всех пригородных маршрутов, которые существуют, а с другой стороны, сделать так, чтобы стоимость билетов на эти перевозки не увеличилась, – сказал губернатор Сергей Вахруков. – В течение ближайших двух месяцев решение будет найдено без ущерба для жителей области, без поднятия тарифов, с соблюдением дисциплины платежей за перевозки».
К чему приведет реорганизация РЖД покажет время. Во всяком случае, пока отмены электричек и роста цен на билеты не будет. В СППК ждут решения федерального центра.
Президент РЖД привез ярославцам и хорошую новость. Он рассказал о ближайших планах модернизации железной дороги Москва-Ярославль. С сентября этого года столица станет ближе на полтора часа. По маршруту пустят новые электрички, вагоны поезда будут такие же как у Невского экспресса или Авроры.
«Уже в текущем году, благодаря модернизации существующей инфраструктуры участка Ярославль – Александров, скорость движения пассажирских поездов увеличится до 140 км в час, что позволит сократить время следования от Ярославля до Москвы на один час, до двух часов 55 минут», – заявил Владимир Якунин.