Военная операция на Украине, которую объявил Владимир Путин, затрагивает каждого россиянина, несмотря на то, где человек живет сейчас. Писатель Петр Вайль говорил о том, что Россию лучше любить издалека. Так ли это сейчас, когда мир применяет в отношении нашей страны «культуру отмены»? Тому подтверждение — многочисленные санкции, уход десятков брендов, не готовых работать в России из-за военной политики. Мы расспросили ярославцев, живущих за рубежом, увеличился ли уровень русофобии вокруг них. Скрывают ли русские за границей свое происхождение в свете последних событий? Отвечают наши земляки, переехавшие в Германию, Венгрию, Нидерланды, Чехию и Словакию.
Культура отмены — современная форма осуждения, при которой человек лишается поддержки в социальных или профессиональных сообществах, подвергаясь травле со стороны общества.
«Показательно отсаживались от русских»
Мария Гришина живет в Чехии больше месяца, но вся ее семья находится в России. Девушка остро переживает события, происходящие в мире:
— Отношения и настроения разные. Больше русофобии идет от украинцев, нежели от чехов. Каких-то публичных нападок не видела. Скорее, проблемы на курсах и уроках. Соседка рассказывала о ситуациях, когда украинцы показательно отсаживались от русских на лекциях, заставляли идти на митинги, а в личных разговорах позволяли себе оскорбительные высказывания. Мои друзья из Чехии волнуются за меня, чтобы я не столкнулась с подобными проблемами в общественных местах. Знакомые также говорят о том, что иностранцы «косо» смотрят, когда слышат русскую речь.
Я переживаю за русский народ, который буквально получает железный занавес. За людей, потерявших возможности не по своей вине. Мне жаль людей, которые принимают близко к сердцу русофобные оклики. Мне искренне жаль тех, кто даже не пытается разобраться в ситуации со словами: «Мне и так комфортно». Я переживаю за родственников, которые сейчас находятся в России. Но я также думаю и о себе, ведь нахожусь в чужой стране с российскими картами, счетами в банках, которые могут в любой момент попасть под санкции и перестать функционировать за рубежом.
Немцы поддерживают всех
Ева Масевичюте живет в Германии уже полгода, но часть ее родственников сейчас находится в зоне боевых действий.
— В Германии отношение к русским не поменялось. Многие немцы говорят о том, что у каждого человека есть право на своё мнение. Нельзя клеймить людей из-за того, что происходит в мире. Население здесь поддерживает как русских, так и украинцев. В стране проходят демонстрации в поддержку, организовываются фонды помощи нуждающимся. Мое положительное отношение к русским не изменится, несмотря ни на что. На данный момент я очень болею за страну и близких людей, которые остались на родине. Такое ощущение, будто каждый из нас находится в какой-то прострации. А всё, что происходит — нереально. Очень переживаю как за семью, так и за народ в России и Украине.
«Переживаю за возможность видеться с семьей»
Надежда К. (имя изменено. — Прим. ред.) живет в Венгрии уже пять лет, но отношение к ней как к гражданке России осталось неизменным:
— Всех беспокоит ситуация, но никто не выражает личной неприязни. Люди поддерживают и русских, и украинцев. Дискриминации нет, живем и работаем как раньше. Кроме того, личное отношение к России не изменилось, ведь у меня уже были определенные взгляды на происходящее в стране, когда я решила уехать 5 лет назад.
Я переживаю за будущее благосостояние своей семьи, жителей России и за железный занавес, за которым они могут оказаться, если конфликт вскоре не закончится. Надеюсь, что санкции действительно подействуют на тех, кто принимает решения, а не только лишь обеднят народ. Для меня очень важна свобода как мыслей, так и передвижения: два предыдущих года уже были очень сложные, и сейчас тревожно потерять возможность путешествовать домой или приглашать семью к себе в гости снова. Я бы не хотела, чтобы у России был имидж агрессора. В то же время мне спокойнее от того, что я сейчас за границей и могу продолжать свою работу, и в случае чего поддержать родных.
Прогоняли из страны
Тимофей Подшивалов живет в Нидерландах два года, но его близкие друзья и родственники находятся сейчас на Украине и в России:
— Отношение к русским в Нидерландах сейчас разделилось на два лагеря. Я не сталкивался с негативным опытом, но к моим друзьям были претензии со стороны жителей. Им говорили о том, чтобы они уезжали из страны вместе с остальными гражданами России. Это ужасно и оскорбительно. Я рад, что мое окружение максимально понимающее, но мне часто приходится себя оправдывать, объяснять, на чьей я стороне. Сейчас самое главное — быть рядом, хоть и виртуально, с близкими людьми, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Мои друзья из Нидерландов поддерживают меня и мой народ. Они говорят о том, что происходящее разрушительно не только для многих людей, но и стран.
Мое отношение к России осталось неизменным. Эта страна по-прежнему остается домом, где меня встречают любимые и дорогие сердцу люди. С мнением российского правительства не согласен не только я, но и многие люди в Нидерландах. Мы все надеемся, что происходящая ситуация закончится как можно скорее. На мой взгляд, важно давать всем людям возможность высказаться, чтобы мы слышали и видели разные точки зрения. Именно это и происходит сейчас в стране, в которой я живу. Кроме того, очень боюсь за своих друзей и родителей, которые завязаны на взаимоотношениях между Европой и Россией. Думаю, что многие сейчас понимают мои чувства.
«Осуждают студентов из-за происхождения»
Екатерина Николаева (имя изменено — Прим. ред.) живет в Словакии и учится там в университете уже два года:
— На второй день военных действий член Парламента сделал заявление, в котором высказал поддержку украинцам и призвал не проявлять агрессию в сторону русских, поскольку они не виноваты в том, что происходит. Это был не их выбор. В университетах также стараются оказать помощь. Несмотря на это, есть и те люди, которые обвиняют во всем не только правительство, но и самих русских людей. В отношении студентов такое тоже можно встретить. Особенно в Чехии, где сейчас некоторые преподаватели университетов отказываются работать со студентами из-за их происхождения. В Словакии такого в разы меньше. Кроме того, здесь много украинцев. Страна, в которой я живу, граничит с Украиной, поэтому многие переезжали сюда и до этого. Не все украинцы, к сожалению, понимают, что русские люди не виноваты в том, что сейчас происходит. Поэтому нельзя дать однозначный ответ насчет отношения в Словакии.
Из-за ситуации в мире мое отношение к России, а тем более к народу, не изменилось. Я люблю нашу страну, всегда жду возвращения туда. Я люблю родной город, людей, свою семью. Каждый день последнюю неделю живу только новостями и надеюсь не прочитать о том, что ситуация стала еще хуже. У меня много друзей-украинцев, за которых переживаю и стараюсь поддержать. Очень болею за Россию, которая, к сожалению, сейчас становится изолированной от всего мира. Наступает серьезный экономический кризис. Мне страшно смотреть на то, что сейчас происходит. Очень грустно от осознания того, что я не могу в такое трудное время находиться со своей семьей и близкими мне людьми. Надеюсь, что весь этот кошмар скоро закончится и наступит мирное время, в которое мы не будем вздрагивать при каждом уведомлении в телефоне.