Большой скандал разразился накануне в Рыбинске — там убрали троллейбусы с самого популярного в городе маршрута. Выяснилось, что он слишком часто ездил. Странно звучит, да? Оказалось, этим он нарушал права другого перевозчика, отбирая пассажиров у ПАЗиков на 25-м маршруте. На чиновников обрушился шквал критики. Власти пообещали, что сам 5-й маршрут они сохранят, но вместо троллейбусов здесь, скорее всего, поедут дизельные автобусы.
Проблема уничтожения электротранспорта стоит остро не только в Рыбинске, но и в десятках других российских городов. Урбанисты изо всех сил пытаются достучаться до чиновников и объяснить им, насколько это катастрофично. Блогер Илья Варламов написал отдельный пост и про Рыбинск, где заявил, что происходящее должно попасть в учебники для юных коррупционеров.
Мы выяснили у мэра Рыбинска Дениса Добрякова, почему власти так решительно намерены оставить город без 5-го, если людям он так нужен.
«Идёте по головам людей»
— В паблике «Рыбинскэлектротранс» опубликовано обращение к пассажирам, в котором сказано, что вы «идёте по головам людей, решая личные дела — выдавливаете троллейбус ради ПАЗиков и его хозяина. И, конечно, не за просто так». Можете как-то это прокомментировать?
— Троллейбусники очень некрасиво и некорректно себя повели. Они, по всей видимости, считают, что публичным терроризмом можно решить свои проблемы. Таким образом они добиваются, чтобы создать видимость, что их гнобят и пытаются добиться того, чтобы все закрыли глаза на то, как они ведут себя на рынке. Они, похоже, считают, что это можно делать безнаказанно. Я подумаю, может, подам иск в суд на того человека или группу лиц, которые публично выставили такую информацию в интернет, так как это клевета и подрыв деловой репутации. Это неправильно.
— Но и избавляться от троллейбусов неправильно.
— Ни у меня, и ни у кого в администрации нет цели избавить город от троллейбуса. Тем более от такого популярного, как 5-й. При этом сам маршрут будет сохранён, просто его будет обслуживать другой перевозчик, который выиграет конкурс и будет работать добросовестно. Перевозки пассажиров — это регулируемая деятельность.
«Вымогают условия»
— Что такого они нарушили, что дело дошло до таких крайних мер?
— На 5-й маршрут был проведён конкурс с определёнными условиями: конфигурация маршрута, протяжённость, количество машин и периодичность движения. Всё это — существенные условия контракта, на которые перевозчик сам добровольно согласился ещё до заключении контракта — всё было прописано в конкурсной документации. «Рыбинскэлектротранс» (это частное предприятие. — Прим. ред.) заключил договор, а потом начал нарушать его условия. У них, по условиям контракта, сократилось количество машин по сравнению с предыдущим периодом.
— Так вот троллейбусники и говорят, что теперь у них простаивают машины и водители после этого сокращения.
— Во-первых, мы предлагали открыть ещё один маршрут. Специально, чтобы спасти экономику предприятия, а значит и городской троллейбус. Причём предлагали именно тот маршрут, который просили жители — востребованный и популярный. Руководитель «Рыбинскэлектротранса» отказался от этого маршрута и сказал, что не будет соблюдать никакие условия, пока ему не предложат выгодный маршрут. Это похоже на какую-то террористическую организацию, которая вымогает условия. Все перевозчики соглашаются на условия и работают, а эти начинают выставлять свои требования. Во-вторых, мы им предлагали увеличить количество машин на других маршрутах.
У них есть шанс остаться
— Их можно понять — работали они себе, обслуживали самый популярный маршрут, а потом появился 25-й автобус, который стал дублировать их маршрут.
— Самые ликвидные маршруты — это те, часть которых проходит через центр города — это проспект Ленина и улица Крестовая. Улица Крестовая сейчас ограничивается в количестве общественного транспорта, потому что время ожидания пассажира на остановке до прихода следующего транспорта — меньше 30 секунд. И мы предлагаем перевозчикам вносить изменения в маршруты, чтобы не дозагружать Крестовую. Одновременно с этим от людей поступали запросы пустить больше транспорта на соседнюю улицу Герцена, где находится поликлиника, в которой большинство рыбинцев проходят диспансеризацию. Этот вариант мы предложили «Рыбинскэлектротрансу»: уважаемые троллейбусники, не хотели бы вы поменять маршрут так, чтобы заезжать на улицу Герцена? Мы снова получили категорический отказ. Потом ещё предлагали, объясняли, что людям нужно в поликлинику. Снова нет. И только после мы предложили этот вариант автобусным перевозчикам. Сформировали маршрут, и его выиграл какой-то перевозчик, так и появился тот самый 25-й автобус.
— И главное, если сейчас троллейбусники говорят «Мы больше не будем ничего нарушать» и начинают работать по прописанным в контракте условиям, то есть шанс, что на 5-м маршруте останется троллейбус?
— Конечно, в таком случае я сразу отзываю всё. Ещё раз повторю — у нас нет задачи никому навредить и тем более уничтожать троллейбус. Есть федеральные законы, которые нужно соблюдать. Ведь когда они нарушают условия, то ущемляют права других перевозчиков. Те тоже страдают от недобросовестной конкуренции. Все должны работать по единым правилам.