

Словосочетание «транспортная реформа» звучит в новостях Ярославля каждый день не по разу. Мы выделили все материалы об этом в отдельную рубрику — одну из самых наполняемых и читаемых. Напомним, городские власти провели крупнейшие перемены в работе общественного транспорта в июле 2021 года, с тех пор жители не увидели почти ничего из обещанного светлого будущего. Ни больших новых автобусов, ни идеального соблюдения расписания. Почему транспортная реформа больше похожа на большой обман? Главный редактор 76.RU Анна Ёлкина рассуждает о разочаровании, которое накапливается у пассажиров, ставших заложниками чиновничьих реформ.
Я редко пользуюсь общественным транспортом сама, но часто пишу о нём. Даже мы, журналисты, буквально продираемся через куцые релизы чиновников о переменах на транспорте. Некоторое время единственным, кто всё понял, был заместитель главного редактора 76.RU Михаил Контуев. Он даже выступал за реформу, объясняя, что идея хороша. Потому что он услышал главный аргумент чиновников: избавить город от маршруток — это спасти пассажиров от водителей-лихачей. Частных перевозчиков выставляли воплощением зла: они не соблюдают расписание, не хотят ездить в неудобное для них время — вечером и ночью, игнорируют ПДД, а думают только о заработке. Кроме того, частники работали на большей части направлений, ущемляя муниципальный транспорт, который на фоне ПАЗов выглядел неповоротливым со своими большими автобусами и троллейбусами.
Реформа в этом смысле преподносилась как абсолютная противоположность подобному злу. И как маленький бонус: предполагала уменьшение числа маршруток на дороге в пользу больших автобусов. Это могло бы помочь городу легче переживать пробки в часы пик. Меньше ПАЗов — свободнее дороги. Дополнительным аргументом, который в конечном итоге стал основным, стал регулируемый тариф почти на всём общественном транспорте города. Если раньше перевозчики поднимали стоимость проезда, когда каждому из них вздумалось, то теперь пассажиры везде ездят по одной цене. Да и оплачивать, наконец, стало можно банковской картой, что, безусловно, плюс в век электронных денег. Тогда еще придумали идею с пересадочным тарифом, говорилось о безлимитных проездных и коротких маршрутах. Предполагалось, что, приехав в центр на одном автобусе, пересядешь на другой и доедешь до того края города, куда тебе нужно. Таким образом в Ярославле действительно не нужны были бы автобусы, в большом количестве курсирующие от края до края. Как сейчас.
Но идея с пересадками еще на этапе анонса встретила такое сопротивление, что предыдущему губернатору Дмитрию Миронову пришлось потребовать от нее отказаться. И вот тут что-то пошло не так. Реформу чиновники анонсировали, но один из основных ее инструментов внедрять запретил губернатор. Без пересадочных маршрутов сокращать число автобусов на дорогах — затея странная. Но была не была, раз решили выгонять частников — стали делать. В дополнение поменяли номера маршрутов почти на всех направлениях, еще больше усложнив ярославцам жизнь.
Лето пережили в возмущениях и скандалах. Но наступил холодный декабрь. Полагаю, тем пассажирам, кто в двадцатиградусный мороз ждал автобуса минут так в течение 40, было всё равно на данные ранее обещания. Людям не было дела до того, какой из перевозчиков довезет их до работы — ярославский или московский, частный или муниципальный. Зато каждому важно, чтобы автобус приезжал в обещанные 07:05, — большой, теплый и желательно полупустой. Ну или хотя бы такой, в который можно просто влезть.
Вместо этого уже пять месяцев над ярославцами проводят эксперимент под названием «транспортная реформа». Извините, господа из мэрии, а вы вообще отмеряли прежде, чем отрезать? Как так вышло, что вы не задали себе главных вопросов о том, как будет удобно людям? Выгоняя маршрутчиков из города, презентуя сокращение числа автобусов на дорогах, вы не поняли сразу, что количество пассажиров осталось прежним? Мечтая о больших и красивых автобусах, курсирующих по городу, стоило задуматься, где их взять. У муниципального предприятия денег на покупку десятков новых машин не было и нет. А частники, которые снова появились в городе после транспортной реформы, всё так же в большинстве своем возят ярославцев на ПАЗах.
Катастрофу попытался исправить назначенный недавно глава региона: экстренно нанял еще две частные транспортные компании — из Москвы и Питера. Но вот неожиданность: перевозчики тоже везут в Ярославль в большинстве своем ПАЗы и «Газели». То есть те самые маршрутки, от которых избавлялись во время реформы.
Что мы имеем в итоге? В городе работает с десяток частных фирм-перевозчиков. Больших автобусов больше не стало. ПАЗы как были, так и остались. Нареформировали так, что вернулись к своему разбитому корыту — нищающему муниципальному транспорту.
Согласны с автором?