С сегодняшнего дня в Ярославле начали действовать новые правила проезда в трамваях и троллейбусах. Входить внутрь теперь можно только через переднюю дверь и сразу же оплачивать проезд. Только после этого водитель откроет другие двери, чтобы те, кому нужно выйти, смогли это сделать. Как работает эта система на деле, мы проверили, прокатившись на общественном транспорте и поговорив с пассажирами и водителями.
Неудобно всем
Пассажиры тут же начали возмущаться. Говорят, что, во-первых, пользоваться общественным транспортом стало неудобно, а, во-вторых, поездка в троллейбусе или трамвае стала занимать слишком много времени.
— На работу ехали в два раза дольше сегодня, — возмущается жительница Дзержинского района Марина Кирейко. — У первых дверей трамвая столпились 20 человек, и всех запускали по очереди, каждый по 2–3 минуты оплачивал и заходил внутрь. При этом средняя дверь была закрыта, люди, спешащие на работу, не могли выйти. Некоторые пытались выйти через переднюю дверь в тот момент, когда другие заходили, была давка, все возмущались. А контролер руками развела: «А что вы орете? Не нравится — идите сами в кондукторы!»
На некоторые трамваи и троллейбусы наклеили: «Вход через переднюю дверь. Оплата проезда при входе». Но далеко не на все. Водителям приходится открывать первую дверь и кричать через нее на улицу: «Заходите здесь!» Говорят, что им стыдно перед пассажирами, ведь они не могут им объяснить, что происходит. Говорят, что сами толком не поняли:
— Нас просто заставили так делать. Контролерам дали полномочия следить за нами, а нас предупредили: попадетесь на нарушении — останетесь без половины премии.
При этом есть троллейбусы, которые работают с кондукторами. Но их все равно заставили работать по новым правилам.
— Я не понимаю, для чего это нужно, — удивляется кондуктор в троллейбусе 1-го маршрута. — Как-то все не продумано. Более того, никого не предупредили. Мы и водители узнали про новые правила только сегодня утром, когда вышли на работу. А пассажиров так и вовсе никто не предупредил. Не было никаких объявлений ни в транспорте, ни на остановках.
«О расписании забудьте»
Водители троллейбусов все как один говорят — работать стало сложнее. Некоторые и вовсе забили на приказ руководства и работают, как раньше.
— Я попробовал во время первого рейса делать так, как велели, но получилась какая-то ерунда, — рассказал водитель троллейбуса. — Какая-то суета непонятная начинается: пассажиры мечутся туда-сюда; сзади сигналят маршрутки, которые не намерены стоять на остановке, пока я всех обилечу; да и график с такой системой соблюдать сложно. Если нас все же заставят работать по новым правилам, то о троллейбусах, которые приедут по расписанию, можете забыть.
Водители трамваев в большинстве своем все же соблюдают новые правила, а водители троллейбусов — пока нет. Но штрафов все равно побаиваются.
— Вы знаете, какая нехватка кадров у нас на предприятии, — объяснил один из водителей троллейбусов свою смелость. — Будут штрафовать, вообще останутся без сотрудников. Я, например, сразу же уволюсь, если меня депремируют за то, что я нормально работаю, вместо того, чтобы выполнять нелепые приказы людей, которые даже не представляют, каково управлять троллейбусом и обслуживать пассажиров.
Самый плохой вариант
В «Яргорэлектротрансе» не скрывают, что нехватка кадров для них, действительно, серьезная проблема. Даже говорят, что внедрить правило входа через переднюю дверь в троллейбусы и трамваи их вынудило именно это. Мол, кондукторов не хватает, а с безбилетниками как-то бороться надо. Но урбанисты добавляют, что само по себе кондукторное обслуживание абсолютно устарело, ведь это непроизводительный труд в современных условиях, поэтому жалобы руководства транспортной системы города на дефицит кондукторов сродни жалобам на отсутствие проводного радио в век смартфонов.
— Ярославские транспортные власти пошли по самому плохому варианту, — уверен глава ярославского отделения фонда «Городские проекты» Денис Харитонов. — Вход через переднюю дверь неудобен для пассажира, так как эта дверь узкая, а потому это сильно увеличивает время движения по маршруту. Такая система внедрена на транспорте с наиболее высокой провозной способностью, что вообще противоречит всякой логике. Как можно скорее этот неудачный эксперимент в нашем городе должен завершиться.
В Москве это не прижилось
Подобную систему с запуском пассажиров через переднюю дверь ранее опробовали уже в Москве. Столичные власти вслух признались, что эксперимент оказался неудачным. В 2018 году чиновники решили — в транспорте нужно открывать все двери.
— За счет более быстрой посадки пассажиров транспорт стал двигаться лучше, — заявил тогда мэр Москвы Сергей Собянин. — Пассажиры стали чувствовать себя комфортнее и быстрее добираться по своим делам. Количество москвичей, желающих воспользоваться автобусами, троллейбусами и трамваями, стало расти.
В Ярославле на неудачный опыт Москвы решили не обращать внимания, но за первый день на чиновников мэрии вылилась куча критики.
Вот как на нее отреагировали чиновники:
— На данный момент порядка 40% пассажиров не оплачивают поездку в общественном транспорте. Чтобы исключить подобные нарушения, теперь пассажиры смогут входить только через переднюю дверь транспортного средства и сразу оплачивать проезд. Данные нововведения незначительно повлияют на общее время прохождения маршрутов, — сообщил директор АО «Яргорэлектротранс» Сергей Завьялов.
Также в мэрии добавили, что инвалиды, беременные женщины и пассажиры с колясками всё же могут дождаться, пока откроются все двери, и войти в любую.