В Ярославской области губернатор Дмитрий Миронов внёс в областную думу законопроект, в котором предложил увеличить штраф для безбилетников в транспорте. Он считает, что сейчас наказание слишком мягкое и с зайцев надо брать по 500 рублей. Столько же глава региона хочет с тех, кто не оплатил провоз багажа. Речь идёт про весь наземный транспорт: и в городах, и на пригородных направлениях.
И тут встал вопрос: а кто должен вылавливать безбилетников и выписывать им штрафы? Ведь контролёров в ярославском транспорте давным давно нет.
— Выписывать штрафы безбилетникам — не работа полиции, — сообщили в управлении МВД России по Ярославской области. — Наши сотрудники выедут, если будет совершено правонарушение. Например, если пойдут оскорбления в адрес кондуктора или завяжется драка.
Рынок везде выстроил свои правила. Острой проблемы с безбилетниками в Ярославской области нет.
— В автобусах, троллейбусах и трамваях в Ярославле работают кондукторы, а при их отсутствии за оплатой проезда следят водители, — рассказали в Яргортрансе. — Тот, кто не платит, тот просто не едет.
— Безбилетники, хоть и не часто, но и у нас попадаются, — пояснил начальник отдела транспорта администрации Рыбинска Андрей Баранов. — Им предлагается оплатить проезд или покинуть транспорт.
— У нас вообще нет такого понятия, как безбилетник, — добавила общественница из Переславля-Залесского Наталья Власова. — Все выходят через переднюю дверь и платят. Наверное, есть те, кто выбегает, не оплатив, но это очень редкие случаи. У нас так не принято — все друг друга знают и дисциплинированно платят.
— Тема по штрафам для безбилетников для нас неактуальна, — рассказал житель Углича Антон Солдатов. — Есть, конечно, такие, кто не платит. Но это либо откровенное быдло, либо пьяные.
Что касается пригородных автобусов, то там, похоже, вообще забыли, что такое выписывать штрафы. Ни в Яроблтранскоме, ни в региональном департаменте транспорта даже не могут сходу ответить на вопрос «А какой сейчас штраф-то?»
Но чиновники рангом повыше к такому повороту подготовились. Правда, все карты не раскрывают.
— Мы продумали этот момент, — прокомментировала директор областного департамента транспорта Екатерина Галеева. — Будут люди, наделенные этими полномочиями.
А вот в мэрии Ярославля уже примерно знают, как это должно работать. Там уверены, что при повышении штрафа система контроля заработает.
— Сейчас штраф за безбилетный проезд в городском транспорте составляет 100 рублей, а процедура его взыскания достаточно сложная: нужно составить протокол, вписать туда личные данные безбилетника (а он может оказаться без паспорта или не предоставит личные данные), тогда придётся привлекать полицию, а затем ещё протоколы рассматриваются территориальными административными комиссиями, — пояснил начальник управления городского пассажирского транспорта Сергей Волканевский. — Поэтому сейчас, во-первых, недостаточное количество лиц, уполномоченных на составление протоколов, а во-вторых, сам штраф 100 рублей — это не такая существенная мера ответственности. Если штрафы будут 500 рублей, то, думаю, что система контроля за безбилетниками может стать более эффективной.
С 1 октября в городском общественном транспорте Ярославля уже подняли цену за проезд до 28 рублей. Вслед за этим стоимость проезда начали поднимать и некоторые маршрутчики.
В Костроме одна поездка в автобусе, троллейбусе или маршрутке обойдётся в 20 рублей.
В Иванове за одну поездку в троллейбусе с пассажиров берут 20 рублей, а в автобусе или маршрутке — 23 рубля.
Во Владимире поездка в троллейбусе обойдётся в 23 рубля, в автобусе — в 24 рубля. Маршруток там уже практически не осталось, оставшиеся возят людей по 22 рубля.
В Вологде поездка в троллейбусах, автобусах и маршрутках стоит 26 рублей.