Утром 7 ноября в Ярославле депутаты муниципалитета выбрали нового мэра. Руководить городом ближайшие годы будет Артем Молчанов — чиновник из команды губернатора Михаила Евраева. Молчанов начал жить в Ярославле с зимы 2022 года.
43-летний Артем Молчанов родился в Кирове, там же получил юридическое образование, а затем работал в управлении муниципальными землями местной администрации. Имеет второе образование по специальности «Финансы и кредит». В 2011 году перешел работать в управление антимонопольной службы, к 2015-му дослужился до начальника правового управления ФАС России. В январе 2022 года после приглашения на тот момент врио губернатора Михаила Евраева приехал работать в Ярославль. Молчанов и Евраев — коллеги по Федеральной антимонопольной службе.
Ранее мы публиковали подробный репортаж из зала голосования. Рассказывали, как ярославские депутаты мэра выбирали. Почитайте, вышло и грустно, и смешно.
В этом тексте мы предлагаем пробежаться по основным пунктам речи Артема Молчанова. Публикуем заявления мэра о том, что он собирается изменить или улучшить в городе.
- Зимняя уборка города
- Благоустройство
- Про деньги
- Про школы
- Про мусор
- Про кладбища
- Про автобусы и «ПАТП-1»
- Про трамвайную концессию
- Про троллейбусы и «Яргорэлектротранс»
Зимняя уборка города
Одной из главных задач Артем Молчанов назвал уборку города.
— Здесь важно решить вопрос с финансированием «Горзеленхозстроя», обеспечением его техникой. Обеспечение всех возможностей для полноценной качественной уборки города.
Новую технику для предприятия начали закупать задолго до Молчанова — осенью 2021 года. Город влез в лизинг на миллиард рублей.
Благоустройство
— Надо продолжить работу по благоустройству и озеленению территории. Это участие в проектах «Наши дворы», «Комфортная городская среда». Это благоустройство парков. Здесь необходимо выработать общегородской план работы по озеленению, благоустройству всех парков, скверов, бульваров, которые находятся на нашей территории, — заявил мэр Ярославля.
Проект «Наши дворы» частично завалили, не сумев доделать ремонты в обещанные сроки. Проваленным оказалось благоустройство парка «Озерная гривка» — неизвестно, будут ли его заканчивать или бросят окончательно.
Про деньги
— С точки зрения финансового вопроса, работу необходимо продолжить, усилить. Здесь задача, которая стоит перед мэрией — это ускоренная подготовка сметной документации. Чтобы с этой документацией могли участвовать в областных и федеральных проектах.
Ежегодная проблема: чиновники поздно выходят на аукционы по поиску подрядчиков, из-за чего ремонты и благоустройства уходят в позднюю осень и зиму.
Про школы
— В сфере образования, на мой взгляд, задача номер один — решение вопроса о переводе всех учащихся во вторую смену исключительно в первую смену. Это большая сложная задача, — заявил мэр Ярославля Артем Молчанов. — Здесь необходимо решить вопрос по количеству школ. Завершить строительство школы на Пашуковской улице. Открыть и строить новые школы. Еще один интересный проект — реконструкция существующих школ, строительство корпусов в действующих школах, пристроек, которые позволят решить ситуацию в той застройке, которая сложилась.
Позже Молчанову задали вопрос про капремонт школ. Вот как он ответил:
— По капитальному ремонту образовательных учреждений: конечно, надо реализовывать. Работать над приведением в нормальное состояние наших образовательных учреждений. И там, где требуется капремонт, необходимо разработать проектно-сметную документацию и оценку нашего бюджета.
Про мусор
— Следующий вопрос — вывоз мусора и содержание контейнерных площадок. Жители города обращаются с этими вопросами. Было очень много обращений. Здесь нужна чуткая, системная, ежедневная работа по контролю за вывозом, работа с операторами, закрепление контейнерных площадок за конкретными управляющими компаниями. Конечно, приведение в нормальное состояние самих контейнерных площадок. Эту работу в этому году начали, спасибо коллегам из мэрии. Надо ее продолжить, — заявил Молчанов.
Про кладбища
— Конечно, важно заниматься и другими сферами. Я думаю, что одна из таких чувствительных сфер — оказание похоронных услуг. Здесь важно закончить поиск территории нового кладбища, устройство территории. Соответственно, навести порядок в сфере похоронных услуг, — заверил новый мэр.
По последним данным, участок под кладбище для ярославцев присматривают в Ярославском районе, но жители соседнего поселения уже выступают против этого.
Про автобусы и «ПАТП-1»
— Я знаю, что вы [депутаты] обсуждали данный вопрос. Конечно, это касается нас всех. Транспорт требует модернизации. Автопарк требует обновления. Средний срок службы автобусов, которые выходят на линии в Ярославле, составляет порядка семи лет. Это достаточно не новый транспорт. Поэтому решение, которое было принято правительством Ярославской области о передаче полномочий области, это вопрос привлечения финансовых средств. Как федеральных, областных, так и внебюджетных. Для обновления подвижного состава, для проведения на этих условиях конкурсных процедур по поводу перевозчиков, которые будут обеспечивать перевозку пассажиров в нормальных условиях.
Наша задача в этой ситуации, на нашем предприятии — не допустить его ликвидации, не допустить банкротства. Ситуация на предприятии тяжелая. Я это состояние знаю. Мэрия решает вопросы, в том числе о недопущении банкротства.
Наша задача — обеспечить перевозки до перехода полномочий области. Когда эти вопросы будут решены, по моей информации, это будет в конце первого квартала 2023 года... <...> А до этого момента мы всё сами должны реализовать.
Дальше [после перехода полномочий области] формирования экономического субъекта — это вопрос области. Есть предприятие городское, предприятие областное. Когда управление переходит на уровень области, то формирование предприятия, масштаба этого предприятия, использование этого масштаба должны быть на площадке того субъекта, который выполняет функции уполномоченного, — сказал мэр.
Имеется в виду, что до передачи полномочий на областной уровень вся ответственность за работу городских транспортных предприятий лежит на мэрии города. После перераспределения полномочий и заключения контрактов с перевозчиками областью уже решения по функционированию предприятий «ПАТП-1», «Яргорэлектротранс» и форме их собственности будет принимать регион. Стоимость модернизации перевозок оценили в 55 млрд рублей.
Про трамвайную концессию
— Трамвайные и троллейбусные перевозки в системе нашего транспортного обслуживания занимают большую роль. Трамвайные перевозки важны. Лишиться трамваев Ярославлю нельзя. Потому что многие города не имеют такого, на самом деле, счастья, как трамвай.
На сегодняшний день принято решение о концессии — это необходимо для модернизации. Концессия, которая была предложена, она предполагает порядка 18 млрд рублей инвестиций. Причем до 2025 года. Условия этой концессии я знаю, представляю. Концессия предполагает, что собственность останется в области. Концессионер вкладывает денежные средства и 20 лет эксплуатирует сами трамваи. 18 млрд рублей при этом порядка 8 млрд — это те средства, которые планируется получить из федерального бюджета. Ярославль — один из городов, который успешно участвовал в конкурсе на получение средств.
Сейчас концессия находится в стадии завершения подписания. Уже с 2023 года должны начаться мероприятия по проектированию, модернизации и строительству сети и тяговой подстанции, — сказал глава Ярославля Артем Молчанов.
По данным проекта инвестиционного соглашения, инвестиционный бюджет проекта — 18,5 млрд руб., 5,6 млрд руб. — федеральная безвозвратная субсидия, а не 8 млрд. Ранее мы публиковали большой разбор концессии. Рассказывали, что ждет Ярославль и почему к соглашению есть вопросы.
Про троллейбусы и «Яргорэлектротранс»
— Что касается троллейбусов. На сегодняшний день предприятие функционирует, у предприятия есть определенные финансовые сложности. Но мы с коллегами обсудили возможности финансового оздоровления предприятия. И ключевым вопросом тут является маршрутная сеть. Если обеспечить нормальную маршрутную сеть, предприятие может нормально функционировать. Предприятие находится в нашей городской собственности. Остается в качестве городского перевозчика. Насколько я понял, доля перевозок троллейбусами достаточно высокая. Порядка 15–17%. Поэтому предприятие в любом случае надо поддерживать.