Сторонники строительства гостиницы «Rusresort» по проекту архитектора Плоткина и колокольни Успенского собора по проекту Денисова играют на подмене понятий, называя разрушение исторически сложившейся городской среды и культурных традиций Ярославля «развитием» как экономическим, так и духовным.
Каждая новая стройка в исторической части Ярославля сопровождается интригами и скандалами: проекты скрываются от общества, о начале строительства мы узнаем только после установки ограждений. Согласования в госорганах делаются «задним» числом или вовсе не делаются. В этот раз все обстоит несколько иначе: новый мэр решил придать процессу демократичности, назначив всеобщий опрос. К демократии этот опрос имеет такое же отношение, как и наши выборы, так как обществу не представлены окончательные проекты новых зданий и нет широких дебатов. В то же время мы вынуждены считаться с опросом, как и с выборами, поскольку «мнение ярославцев» играет первостепенную роль в принятии властью решения.
Примерно месяц назад на заседании муниципалитета чиновники мэрии обещали соблюсти все демократические процедуры, но этого не произошло. Между тем это важно не только для того, чтобы сделать осознанный выбор, но и для восстановления чувства культурной самоидентичности ярославцев. В пылу борьбы поклонники новостроек называют здания эпохи «Золотого века» Ярославля домушками и сарайками. Культурные традиции Ярославля вновь пытаются превратить в никому ненужный анахронизм и закатать в бетон тысячелетнюю историю. Может это и есть «развитие»: чем выше колокольня, тем, в прямом смысле слова, массивнее вклад современников в возрождение духовности? А безумное сочетание стилей городской архитектуры доставляет больше эстетического удовольствия горожанам и вызывает больший интерес у туристов, чем размеренный провинциальный пейзаж?
Что есть Ярославль? Для одних это всего лишь губернский город с характерной для средней России архитектурой и обилием церквей. Их образ сливается воедино, если галопом проскочить по «Золотому кольцу». Для других это город с особыми традициями, сумевший сохранить свою уникальность под натиском большевистской унификации. Позиция последних признана ценителями прекрасного из Организации объединенных наций (ЮНЕСКО), объявившими старый Ярославль объектом всемирного культурного наследия.
Для сторонников «развития» членство Ярославля в ЮНЕСКО – ненужное препятствие в совершенствовании облика города, его инфраструктуры и привлечении инвестиций. Они не берут в расчет, что многие туристы специальное едут сюда, чтобы посмотреть на достояние всего человечества, а за клочок земли со статусом ЮНЕСКО готовы биться инвесторы. В случае реализации предложенных проектов практически с полной уверенностью будет можно сказать, что город потеряет престижный международный статус, а значит, исчезнет с карты всемирных достопримечательностей.
В дискуссии о застройке территории Ярославского Кремля важно дать действительную картину того, что было, есть и может находиться здесь сегодня. Кроме того, важно оценить последствия тех или иных решений, не голословно, а опираясь исключительно на факты. Для этого портал 76.ru опросил независимых экспертов: ярославского историка и экскурсовода Виктора Куликова и архитектора, общественного деятеля Ольгу Мазанову.