Новогодние каникулы прошли, пора возвращаться в будничный ритм. Ярослав Овчаров — ответственный за то, чтобы вам приятнее было ездить по улицам в транспорте и на личных авто, бегать на рабочие встречи и наслаждаться пребыванием в родном городе.
Мы наведались к директору департамента городского хозяйства и обсудили зимнюю уборку, дорожный ремонт и планы на 2024 год. Разговор о городских проблемах и достижениях получился душевным.
— Такое ощущение, что ярославцы всегда недовольны, огромное количество негатива в соцсетях. Вы как чисто психологически к своей работе относитесь? Вам бывает печально или тяжело?
— Первое время я читал все негативные посты. Думал, мы же работаем: дали нам миллиард рублей, мы определили перечень дорог и ремонтируем их. Был большой провал после тысячелетия города. При этом надо вспомнить, как ремонтировался Московский проспект, какие были пробки. Это был огромный транспортный коллапс. К тысячелетию помимо Московского была отремонтирована Большая Октябрьская и ряд других значимых улиц. После начался спад в ремонте дорог, происходило недофинансирование в направлении дорожного ремонта. Всё держалось на ямочном ремонте. Большинство автомобильных дорог, которые мы привели в нормативное состояние за последние несколько лет, не ремонтировались 15–20 лет.
А что такое ямочный ремонт? Ямочный ремонт — это временная мера для снижения аварийности и предотвращения затруднения движения транспорта на том или ином участке улично-дорожной сети. Если мы понимаем, что дороге ямочного ремонта недостаточно для решения этих проблем, начинаем прорабатывать варианты ее включения в план полного или капитального ремонта. Ранее мы упирались в финансы. В этом году за счет дополнительно выделенной субсидии от Правительства Ярославской области и денежных средств 2024 года от национального проекта «Безопасные качественные дороги» нам удалось привести в норматив большое количество улиц, что не было многие годы. Сейчас в перечне отремонтированных дорог насчитывается больше 200 объектов.
А как справляюсь? Стараюсь во всём искать позитив. Сейчас к негативу чуть проще стал относиться. Но это не означает: «Жалуетесь? Ну и жалуйтесь дальше». Нет, мы каждое сообщение и обращение жителей города рассматриваем в отдельности.
«В 2016 году отремонтировали Дачную улицу и проспект Ленина. Все про это забыли и просто ездят»
— Какие улицы обновят в 2024 году?
— Мы только в этом году приступили к ремонту 90 участков автомобильных дорог. Из них, по-моему, порядка 10 с завершением в 2024 году, где подрядчики приостановили работу из-за наступления зимы или просто физически не успели. В следующем году будут доделывать, к примеру, улицы Победы,
Свободы, проспекты Октября и Машиностроителей.
Уже в этом году приступили к подготовке проектно-сметных документаций на ремонт порядка 70 автомобильных дорог, входящих в план 2024–2025 годов. Окончательный список пока не сформирован и не опубликован, ждем лимиты от областных коллег.
Но уже точно можно сказать, что в перечень улиц войдет улица Марголина во Фрунзенском районе. Проект находится в финальной стадии проектирования, специалисты завершают свою работу, и в январе мы планируем зайти в экспертизу, а дальше уже проводить процедуру торгов.
Проблемной считается и улица Сосновая в Заволжском районе. Она также стоит в плане ремонта. Участок от улицы Красноборской до проспекта Машиностроителей сейчас проектируется и будет включен в план на 2024–2025 годы. Ну и большой проект, который все поддержали — проспект Дзержинского. Полноценный капитальный ремонт на участке от Тутаевского шоссе до Ленинградского проспекта. Сейчас там часть дороги заасфальтирована, а часть автомобильной дороги в грунтовом исполнении.
«Дорога по документам есть, но по факту — нет»
— Вы водите авто, как сами оцениваете, Ярославль и правда «город без дорог»?
— Да, у меня есть машина, но в основном передвигаюсь на служебном автомобиле. Этот год для нас стал показательным. Удалось отремонтировать 90 дорог протяженностью свыше 70 километров. С такими объёмами работ город стал преображаться в лучшую сторону. Кроме основных магистралей, дорожные работы пришли и в межквартальные проезды, которые долгое время никто не ремонтировал. Второй год в Ярославле реализуется программа ремонта подъездных путей к социально значимым объектам, надеюсь, мы сможем привести в порядок большую часть таких городских участков.
Также проблемными остаются дороги частного сектора, каждый год по заявкам администраций на содержание этих улиц выделяется асфальтобетонная крошка, которая остается после фрезерования ремонтируемых участков.
У нас остались единичные случаи, но основной упор у нас был сделан на опорную улично-дорожную сеть города, где ежедневно проходит основной трафик. Сейчас комфортно можно проехать в любой район, минуя все ямы. Если оценивать объективно, ям в городе не так много, как несколько лет назад.
— Вы ведь живете в Заволжском районе? Как вам пробка? Не бесит?
— Скажу так, маршрут у меня простой. Еду я по улице Стопани, Набережному переулку, а потом выезжаю на мост. Да, весь Набережный переулок стоит в пробке, но времени на дорогу до работы я трачу немного. Обычно выезжаю в 07:40 где-то, а в 08.30 я уже на работе. Естественно, толкаюсь в пробке вместе со всеми.
Есть, конечно, надежда на то, что пробка уменьшится, когда в городе построят третий мост. И, к счастью, сейчас все подтверждают, что в 2025 году начнётся строительство. Министерство дорожного хозяйства Ярославской области активно занимается решением этого вопроса.
Согласно документации, длина сооружения составит 1345 метров. Мост будет четырехполосным с тротуарами. Площадкой для строительства подъездов к нему станут участки на двух берегах Волги — Тормозное шоссе во Фрунзенском районе и улица Клубная в Заволжском районе. Подробнее о проекте мы писали тут.
«Третий мост будет, это радует»
Плюс, мы будем разгружать развязку на Яковлевской — расширять полосы движения. Сейчас проектировщики всё рассчитывают. Работы запланированы на 2024 год, в скором времени мы об этом расскажем подробнее.
Причина ежедневных пробок в Заволжском районе, как предполагают некоторые горожане, в новом светофоре на улице 3-й Яковлевской. Его установили в начале 2022 года из-за того, что это место было признано зоной концентрации ДТП. И с тех пор у этого кольца начались пробки. В конце августа 2023 года, когда в район приезжал губернатор Михаил Евраев, люди просили его перенастроить работу светофора. Он дал поручение проработать вопрос с ГИБДД. Однако ничего не поменялось. В мэрии говорят, что нашли другой выход.
«У нас жители Фрунзенского и Красноперекопского уже привыкли к пробкам, а в Заволжском еще не смирились»
У нас же очень часто пробки из-за чего? ДТП где-то произошло, сразу минус полоса. Ну, наверно, погодные условия. Если солнышко ярко светит — уже плохо, дождь — плохо. Снег выпал — всё, катастрофа.
— На мой субъективный взгляд, с прошлого года дела с уборкой основных улиц стали лучше. Но на тротуарах всё равно каша. Почему?
— Количество людей и единиц техники увеличилось. В 2019 году было всего 17 дорожно-комбинированных машин, которые сгребают снег с дороги и обрабатывают проезжую часть. Из них половина была оборудована только под жидкий реагент, а половина под песко-соляную смесь.
Аномалия, ледяной дождь, переход через ноль со снегопадом, температура минус 20, и у нас весь город в колее и во льду. Мы закупили новую спецтехнику в лизинг. С ходу 115 единиц: грейдеры, погрузчики, самосвалы, комбинированные машины. На сегодняшний день у «Горзеленхозстроя» 38 КДМ. Теперь такой градации, что вот эта машина только с жидкими реагентами работает, а эта только с твердым — нет. Все 38 машин приспособлены под все способы уборки.
В зиму 2020–2021 годов уборка была провальной при больших затратах на нее. Снежная каша не исчезала с дорог и тротуаров всю зиму, ситуация была настолько плоха, что даже в ГИБДД не выдержали и привели чиновникам статистику ДТП. Всплеск был шокирующий: в пять раз больше аварий случалось на дорогах в Ярославской области в дни снегопадов. Чиновники признавали открыто, что не справились.
Плюс, новая техника распределяет реагент на девять метров сразу. Не на ширину полосы движения в три метра, а на девять, а если работаем с жидким реагентом, там вообще до 13 метров. Одна машина с жидким реагентом может обработать весь Московский проспект.
Новую технику мы получали этапами, поэтому сразу качественной уборки добиться нам было невозможно. В зимний сезон 2021–2022 у нас было 28 КДМ, а к сезону 2022–2023 мы дополучили последнюю партию и подняли зарплату водителям до 70 тысяч рублей.
В октябре и ноябре 2021 года мэрия разместила три закупки на приобретение для «Горзеленхозстроя» уборочной техники в лизинг. Суммы аукционов — на 186,9 миллиона, на 276,1 миллиона, на 247,7 миллиона. Источник финансирования во всех случаях — городской бюджет. В общей сложности более чем на 710 миллионов рублей планировали купить 84 машины.
В сезоне 2023–2024 мы ожидаем четыре магистральных пылесоса с зимним оборудованием. Летом они будут подбирать пыль, а зимой встанут в колонну на сгребание и прометание снега. Закупили еще порядка семи дорожно-комбинированных машин малого класса для того, чтобы можно было работать и по межквартальным проездам. То есть еще 11 машин, и всего у нас будет 49 КДМ. Мы уже приближаемся к полтиннику. Задача стоит довести до 70 единиц, что будет идеальным показателем.
Качественная уборка тротуаров — пока это то, к чему мы еще должны стремиться. Сейчас подняли заработную плату водителям на тракторные щетки, которые убирают тротуары — они будут получать от 60 тысяч рублей. Средняя зарплата дворников — 37 тысяч. Водителей, честно признаться, у нас не хватает.
Плюс, нужно понимать, наше предприятие производит уборку на 12 миллионах квадратных метров и более 450 километров автомобильных дорог. А тротуары, даже просто сейчас возьмем и посчитаем, что с двух сторон дороги они есть. Получается где-то порядка 600 километров тротуаров тоже необходимо привести в порядок.
— А какой порядок цен на технику, которая в этом сезоне будет?
— Порядка 50 миллионов рублей на закупку дополнительной техники из бюджета города, плюс около 100 миллионов дает область. Порядка 150 миллионов в целом.
— Бывший заммэра Кузнецов в 2019 году говорил, что по нормативу Ярославлю нужно 283 единицы техники. Это корректная цифра или он это из головы взял?
— Ну, норматив, это как считать. Можно иметь 200 единиц техники и выполнить задачу, а можно иметь более качественную технику, и выполнить эту же задачу 100 единицами. Но, тем не менее, где-то порядка 220–250 единиц — это то, к чему мы планируем стремиться. Львиная доля в цифре 280 — самосвалы для вывозки снега. Это та техника, которая работает шесть месяцев в году, а то и меньше, а потом просто стоит.
На сегодня у нас порядка 140 единиц своей техники. Это КДМ, тракторные щетки, самосвалы. До 200 мы точно будем догонять.
— Вы, как глава департамента, как следите за уборкой города? Во время коллапсов выезжаете на место?
— Раньше, когда мы в ручном режиме все работали, каждую ночь на предприятии технику выпускали в смену, в полночь, в час. Сейчас от этого уже отходим. Есть программы, в которых я вижу, какие задачи поставлены на сегодняшний день предприятию, как идет исполнение. Могу посмотреть, сколько процентов дорог города убрано на данный момент, отследить технику по спутнику в режиме реального времени. Но, тем не менее, я постоянно в телефонном режиме с руководителем «Горзеленхозстроя», при необходимости, выезжаю на предприятие. Проводим внутренний штаб, смотрим план задания на следующий день, корректируем, смотрим жалобы.
«Горзеленхозстрой» — городское предприятие, учредителем которого является мэрия города. «Горзеленхозстрой» отвечает за уборку большинства дорог Ярославля. Как пояснили в мэрии, у предприятия нет отдельного бюджета на лето и зиму — финансирование идет общей суммой на целый год. Впрочем, в течение года объем средств при необходимости может увеличиваться. Так, например, изначально на работы в 2023 году в бюджете для «Горзеленхозстроя» была предусмотрена сумма 662,7 миллиона рублей. В феврале она выросла до 800 миллионов. Сейчас, по данным мэрии, сумма составляет 1,2 миллиарда. Подробнее о том, какие компании зарабатывают на зимней уборке, мы писали тут.
— Наверное, так устаете постоянно на телефоне?
— Ну, вот сейчас пока молчит. Правда, могут позвонить в любое время. Бывало такое, особенно в позапрошлые годы, в час ночи звонят и всё, подъем. И до 3–4 часов утра на ногах. Сейчас всё-таки стало получше. Все маршруты по улично-дорожной сети разработаны и отработаны. На предприятии есть постоянные водители комбинированных машин, здесь текучки кадров нет. Когда работа уже выстроена, оно лучше.
Я, вообще, заложник своей работы. С утра до вечера забито всевозможными совещаниями, созвонами, выездами, штабами. Без этого никак.
— Ну, судя по всему, вы свою работу всё равно любите.
— На работе провожу много времени, но семью тоже люблю. Поэтому обязательно стараюсь максимально быстро завершить все свои рабочие процессы и приехать домой с детишками повозиться — у меня их трое. Старшая учится в школе в Санкт-Петербурге, и еще двое маленьких: сын и дочь — четыре и полтора годика.
— Уезжать из Ярославля не планируете?
— Нет, я уходить никуда не планирую. Работы очень много. Она мне действительно нравится. Хотя зачастую думаешь: «Всё, опять какие-то проблемы». Но, тем не менее, когда появляются какие-то проблемы, острые задачи, это такой драйв. Получаешь удовольствие от выполненной задачи.
«Рабочие вопросы подпитывают и дают энергию»
У нас постоянный круглогодичный цикл. Летом ремонты, зимой работа с программами, зимняя уборка, проектирование объектов и работа с надзорными органами. Как правило, они нас в зимний период проверяют. Это много времени отнимает, но все проверки хороши.
— Почему?
— Нам указывают на проблемы. К сожалению, или к счастью, не бывает работы без нарушений. Да, они есть, я штрафы оплачиваю. Некоторые замечания мы оспариваем. Вот одно из последних, которое было выявлено: по мнению прокуратуры Фрунзенского района, произошло дробление закупки на ремонт мостов. Мы в корне не согласны. Провели процедуру в соответствии с законом, у меня по каждому объекту будет одно свое заключение. Мосты и мостовые сооружения в отдельный пакет документов упаковали и заключили договор. В суде поборемся.
— А часто вообще штрафы приходится платить?
— Да, штрафы оплачиваем, и ГИБДД выставляет штрафы. Зачастую бывает по ямочным ремонтам, за зимнюю уборку, скользкость. У них своя работа, у нас своя. Поэтому там, где согласны со штрафами, их мы оплачиваем, а где не согласны, идем в суд и оспариваем.
Напомним, в конце декабря 2023 года прокуратура как раз проверяла, справляются ли власти с зимней уборкой города. В ведомстве остались недовольны результатами. Чиновникам пришлось увеличить финансирование на 200 миллионов рублей.