Адвокат Владимир Воронин рассказал о нечеловеческих условиях содержания заключенных в ярославском СИЗО № 1. Накануне сюда доставили Юрия Жданова — отца бывшего главы Фонда борьбы с коррупцией (ФБК признан экстремистской организацией и запрещен в РФ. Организация также внесена в реестр иностранных агентов) Ивана Жданова.
Ранее он был условно осужден по делу о мошенничестве и служебном подлоге. Позже приговор был изменен, Жданова отправили в СИЗО Нижнего Новгорода, а оттуда уже перевели в Ярославль. Публикуем заявление Владимира Воронина об условиях содержания в ярославском СИЗО № 1 (пунктуация и орфография сохранены):
«Навестил Юрия Павловича Жданова в СИЗО-1 Ярославля. За последние 10 дней его успели перевезти из изолятора в нижегородской области в сам Нижний Новгород, где он провёл несколько дней, а потом в Ярославль. Здесь он тоже, видимо, временно. Условия перевозки из Нижнего в Ярославль ужасные: столыпинский вагон, по 10 человек в «купе», где три полки вместо двух, все, кроме Ю. П., постоянно курят. В итоге в Ярославль доставили 56 человек, у каждого из которых огромный баул в вещами. Их поместили в камеру 18 кв. метров, где опять же все курили. В камеру Ю. П. попал только через 8 часов: его оформляли одним из последних.
Сейчас он содержится в нечеловеческих условиях: камера на 24 человека. Шконки — это куски старой сваренной арматуры, постельное бельё не выдают: в углу свалено какое-то тряпьё, из которого можно выбрать себе что-то и смастерить подушку. Одеял на всех не хватает, дико холодно и все спят в одежде. Юрию Павловичу повезло, что в Нижнем другой арестант подарил ему свой матрас, который Ю. П. провёз через весь этап и сейчас спит на нём.
По выражению Ю. П., «живём хуже, чем бомжи». Посуды нет, Ю.П. ест баланду из банки из-под майонеза одноразовой пластиковой ложкой. В бетонном потолке камеры огромная дыра — можно просунуть туда голову и увидеть, что происходит в камере на верхнем этаже. Арестанты через эту дыру делятся бытовыми предметами типа веника.
В стене камеры тоже разбито несколько кирпичей и есть «окно» в соседнюю. Через него туда-сюда бегают огромные крысы, которые норовят что-нибудь украсть у арестантов, поэтому люди всю еду складывают в пакеты и подвешивают на крюки к верхним шконкам. Не найдя еды, крысы роются в мусорном ведре и уносят оттуда в норы консервные банки. Пол разбит, наполовину разобран. Одной из досок подпирают окно, чтобы оттуда не так сильно дуло. Но всё равно дует. Из санузла течёт вода, вокруг лужи и невероятная сырость.
⠀
Тем не менее, Юрий Павлович держится молодцом. Передаёт огромный привет всем, кто следит за его судьбой. Говорит, что сейчас очень не хватает той поддержки и тех писем, которые были раньше. Напоминаю, что апелляцию на приговор суд Ненецкого округа будет рассматривать 17 февраля».
Тюремные скандалы
Напомним, это не первый тюремный скандал, связанный с Ярославлем. Местная колония № 1 прогремела на всю страну летом 2018 года после того, как в СМИ появилось видео, на котором в воспитательной комнате жестоко избивают полуголого заключенного. Сотрудники колонии били 25-летнего Евгения Макарова палками по пяткам, и он выл от боли. Прокуратура провела проверку после публикации ролика, а следственный комитет возбудил уголовное дело о превышении полномочий. В ИК-1 от работы отстранили 17 сотрудников, которых подозревали в причастности к избиению заключенного. В итоге на скамье подсудимых оказались 14 человек. Экс-сотрудники пыточной колонии обрадовались, когда услышали свои приговоры. Даже обниматься начали. Почти всех выпустили на свободу.
Спустя три года после первого эпизода с пытками в ИК-1 «Новая газета» опубликовала новое видео пыток заключенных в исправительной колонии № 1 Ярославля. На этот раз они стали более жестокими. После издевательств один из пострадавших скончался. Второй вышел на свободу. Именно он и проходит пострадавшим по уголовному делу, возбужденному по новым эпизодам избиений. Некоторые фсиновцы, задержанные в рамках нового уголовного дела, уже проходили по первому эпизоду.
В июне 2021 года в распоряжении редакции 76.RU оказалась история одного из заключенных «знаменитой» ярославской колонии № 1. В материалах опроса, которые передали редакции, заключенный рассказывает, как после ссоры с сотрудником УФСИН его положили в психиатрическую больницу, а потом держали в изоляторе. Причина такого обращения с заключенным — конфликт на почве религии.