На днях в одном из пабликов в «ВКонтакте» разгорелся жаркий спор: нужна или не нужна школьная форма. Автор поста спрашивал: форма прибавляет мозгов ученикам или проблем родителям? Неужели ребенок с пирсингом в носу и в малиновой футболке хуже усвоит материал, чем ребенок в пиджаке?
Действительно, школьная форма — довольно острый вопрос. Во-первых, она дорого стоит. Во-вторых, не все хотят выглядеть одинаково. В-третьих, дети разной комплекции, и не каждому пойдет тот или иной фасон.
Мы узнали мнения насчет школьной формы у обычных ярославцев и у психолога. А также уточнили у департамента образования: обязаны ли дети ходить в школьной форме?
Нужна ли форма — решает школа
В департаменте образования мэрии Ярославля рассказали, что последнее слово в этом вопросе всегда остается за администрацией школы. Именно администрация вправе устанавливать требования к одежде обучающихся — к общему виду, цвету, фасону, знакам отличия.
В соответствии с Письмом Минобрнауки «Об установлении требований к одежде обучающихся», школа вправе устанавливать следующие виды одежды: повседневную, парадную и спортивную. Парадная форма используется для праздников и торжественных линеек, спортивная — на занятиях физкультуры.
— Внешний вид и одежда обучающихся должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер. Как правило, в школах Ярославля рекомендован деловой стиль одежды в синем или черном цвете, — рассказали в департаменте образования мэрии Ярославля.
В мэрии уточнили, что в каждой школе существует свой локальный акт, касающийся внешнего вида учеников. И принимается он с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также работников школы.
Мнения родителей
В Ярославле родители разделились на два лагеря: за и против школьной формы. Но надо учесть, что многие все-таки понимают необходимость формы.
— Нам на собрании объяснили, что яркие и пестрые вещи утомляют взгляд и отвлекают внимание как учеников, так и учителя. Поэтому просили, чтобы одежда была сдержанных цветов и без рисунков. Ну и чтобы ученики понимали разницу между повседневной (рабочей) одеждой и одеждой для отдыха, спорта, праздника. Вообще это правильно. Конечно, одинаковая форма из определенного магазина — это перебор, но всё же рамки должны быть, — рассказала Ирина Семенова.
— Не в форме проблема, а в дремучести и неспособности школ (естественно, не всех, но очень многих) изменяться с течением времени. Это касается всего. И одежды, и взглядов, и поведения, и развития, и финансовой составляющей. Стоимость школьной формы сейчас — просто отдельная тема, а если учесть, как дети растут, возникает вполне закономерный вопрос, зачем дополнительные расходы. Колоссальная разница между детьми тогда и сейчас. Нельзя предъявлять одинаковые требования к двум абсолютно разным мирам. Бессмысленно загонять современных детей в рамки прошлых устоев. Это раньше форма дисциплинировала и приобщала, современных детей она бесит, они свободнее во взглядах. И это нормально! Но продолжается навязывание стадного инстинкта наперекор здравому смыслу. Форма себя очевидно исчерпала, — считает ярославна Юлия Смирнова.
Комментарий специалиста
За помощью мы обратились к ярославскому психологу Алёне Ивановой. Она объяснила, зачем нужна школьная форма и не мешает ли она ребенку самовыражаться.
— Школьная форма всегда остается камнем преткновения в образовательных организациях. С одной стороны, это дисциплинирует, сохраняет время при сборах ребенка утром, является показателем принадлежности к определенной группе, что положительно влияет на ребёнка. При этом одинаковая форма у детей изначально убирает возможность к самовыражению. Но даже в советское время дети находили способы — сохраняя внешний вид формы, менять воротнички, например. А учитывая огромный выбор форм сейчас, то это совсем не станет для ребенка проблемой. Тем более в ограниченных условиях у детей намного ярче проявляется творческий подход для решения задач. Основным минусом школьной формы, я думаю, является всё же не самая доступная цена на изделия. Дети быстро растут, ведут активности, что определенно приведёт к тому, что комплекты формы придется регулярно заменять. В любом случае, в данном вопросе всегда останутся свои плюсы и минусы, но для решения таких вопросов внутри школы грамотным подходом будет узнать не только мнение педагогов и родителей, но и детей.
Напомним, совсем недавно в ярославских пабликах обсуждали письмо, которое получили родители учеников одной из городских школ. В сообщении говорилось о летней отработке для учащихся 5–7 классов. Судя по тексту обращения, дети во время летних каникул должны в течение 10 дней убираться на пришкольной территории. Руководство школы № 36 назвало это летней практикой. Мнения ярославцев по этому поводу разделились. Кто-то считает, что ничего страшного в отработках нет, и вспоминают свои школьные практики. А кто-то уверен, что заставлять детей трудиться летом неправильно и, более того, незаконно.