Многие спорят о качестве современного российского образования, обсуждают эффективность системы ЕГЭ. Пожалуй, в каждой семье, где есть школьник, своя боль, связанная с учебным процессом. Общественный деятель, куратор регионального агентства творческих инициатив, одна из создательниц и куратор проекта Textil Юлия Кривцова высказалась по поводу школьной системы. Публикуем ее колонку.
Всё думаю о том, насколько наши школы (не какая-то конкретная, а все как часть государственной системы образования) ну вот ни капельки не user friendly (удобны. — Прим. ред.). Помещения школ вообще не похожи на детские/подростковые/молодежные пространства, и, если не знать, что это школа, представить там детей довольно сложно.
Школы похожи на избирательные участки, прокуратуры, арбитражные суды. Одним словом, на места, где мне лично не хотелось бы ежедневно проводить свое время. Сейчас нам с Марком в этом отношении повезло. Его класс — красивое современное пространство, потому что к его переосмыслению приложил руку молодой архитектор, выпускник школы, который сделал такой подарок своей Альма-матер и новым поколениям учеников. Но это большое везение, а не правило пока.
Сайты школ со всевозможными указами, приказами, положениями скрывают всю нужную тебе информацию, и с ходу там не найти расписание занятий. Ура, мне подсказали, нашла расписание дополнительных занятий! Большая часть из них названа так, что я не понимаю, что там будет. Вместо описания в 3 предложения: что будут делать, что узнают и чему научатся — надо скачать документ на 10–15 страниц и продираться сквозь канцелярский текст, написанный для системы, а даже не для самих себя и не для родителя, который вместе с ребенком выбирает занятия. Даже начинающие проектные команды и предприниматели, которые делают себе сайты на бесплатных платформах, ориентируются на пользователя, на его привычки и удобство. А здесь система обслуживает систему. Заказчик и клиент совпадают, а мы — дети и родители — выпадаем из этой цепочки. А люди, которые делают эти сайты и заполняют их информацией, они не имеют смартфона? Не пользуются приложениями? Может быть, здесь тоже имеет смысл звать на помощь своих талантливых выпускников? Или даже учеников?
Наш сайт Textil, к примеру, сделал для нас ученик 11-го класса одной из ярославских школ. И я всё время прислушивалась к его опыту, потому что хочу, чтобы молодежи было удобно. Расписание вот уже пятый учебный год на моей практике складывается только к середине сентября, а не к 1 сентября, когда дети приходят учиться и хочется соотнести графики всех членов семьи. Уроки отменяются, и никто не дает пояснений, что что-то не так, как будет осваиваться программа, что делать в это время детям. Я понимаю, что, если бы я не знала расписание своих мероприятий к началу месяца, отменяла экскурсии и спектакли, а их описание давала в виде вордовского файла, который нужно обязательно скачать, ко мне бы вообще никто никогда не пришел, даже если у меня суперинтересно и здорово. А здесь приходили, приходим и будем приходить.
Линейка на 1 Сентября — отдельная боль. Всякий раз в течение 1 часа линейки я включаю Шкловского и думаю, с кем это совпадает по форме и смыслам. Кому адресованы стихи из интернета, с радостью ли дети их учили, что я здесь и сейчас должна почувствовать? Если это традиция и важный ритуал, тем более надо искать, чем важным из сегодняшнего дня и нужным этим конкретным детям можно наполнить его.
Школы гордятся медалями, дипломами, победами на конкурсах и олимпиадах, для меня это, как я теперь понимаю, вообще не показатель успешности школы. А если учащийся мне говорит: «У нас классная школа, я люблю туда ходить, мне нравится общаться с преподом по истории», вот тогда можно вешать орден на здание.
Еще раз уточню, я не писала про конкретную школу. Я знаю много потрясающих педагогов и инициатив в разных ярославских школах, но мне всё равно очень тревожно, когда я думаю, что будет с нашими детьми, нашей страной и нашим будущим при ежедневном контакте с таким недружелюбным интерфейсом.
Согласны с автором?