Северная железная дорога всерьез грозится остановить движение пригородных поездов на территории Ярославской и соседних областей. Об этом на брифинге для журналистов рассказал начальник Северной региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре РЖД Сергей Пастернак. Он даже предоставил список направлений, на которых может начать осуществляться сначала сокращение, а затем и полное прекращение движения.
Согласно законам нашей страны, заказчиком пригородных пассажирских перевозок является субъект Российской Федерации. Именно правительство Ярославской области определяет количество поездов, их направления, а также тарифы на пригородное сообщение, которые, как правило, меньше себестоимости. Убытки железнодорожникам должны компенсироваться из областного бюджета. За девять месяцев этого года местными электричками воспользовались 3,5 миллиона человек. Убытки, по различным оценкам, составляют от 300 до 450 млн рублей.
Собственно, ситуация, сложившаяся в этом году, не нова. Так происходит из года в год. Например, в прошлом году область возместила перевозчикам всего 14% затрат. В этом году в бюджете изначально была заложена недостаточная сумма, но затем и она была сиквестирована. Да и эти деньги в полном объеме правительство перечислять не торопится.
Но у железнодорожников, что называется, гиря до полу дошла. Северная пригородная пассажирская компания является убыточной уже не первый год, что грозит банкротсвом. На сегодняшний день у нее многомиллионные долги. Чтобы сэкономить, предприятие было вынуждено пойти на такую крайнюю меру, как введение для сотрудников неполной рабочей недели. Большинство из них вынуждены писать заявления о предоставлении отпусков за свой счет, чтобы сохранить работу. А ведь это квалифицированные рабочие, машинисты, слесари-ремонтники, которые, кроме всего прочего, отвечают за безопасность пассажирских перевозок. Так что потерять их компания просто не может себе позволить.
«Изначально при расчете бюджетных цифр на компенсацию убытков использовались неверные данные, – говорит Сергей Пастернак. – Мы уже тогда били тревогу. Проведенный совместно с правительством мониторинг показал, что в целом мы были правы. Теперь нужно искать деньги, которые просто необходимы нам для нормальной работы». Представитель руководства Северной железной дороги подчеркнул, что в ведомстве понимают социальную значимость пригородных перевозок. «Это один из самых экологичных, надежных и безопасных видов транспорта», – подчеркнул он. Прекращение или даже сокращение движения – крайняя мера, и железнодорожники надеются, что до этого не дойдет.
Для того, чтобы решить проблему, до конца года правительству предстоит найти 300 млн рублей, что представляется малореальным. Если же нет, на первом этапе планируется отменить 19 поездов и у одного сократить маршрут. Причем эти изменения могут случиться уже в ноябре. На втором этапе отменят еще шесть поездов, два не будут ходить по выходным дням, у 15 сократят составность.
Есть проблемы и с заключением договоров о перевозках между правительством области и Северной пригородной пассажирской компанией на 2014 год. Железнодорожники заявляют, что подпишут их только при наличии полной гарантии оплаты всех сумм убытков. По сути, это означает, что на пригородных перевозках можно будет поставить крест. А ведь электичками пользуется огромное количество жителей края. Для многих это единственный доступный способ доехать до работы или дачи, навестить родных или выбраться в больницу к специалистам. Остается только надеяться, что разум возобладает и заинтересованные стороны все же договорятся.