Пользоваться кредитной картой становится все более привычно. И это, безусловно, очень удобно. Но иногда техника дает сбои. Вот, к примеру, вы зашли в аптеку за покупками. Наличных в кармане не оказалось, поэтому расплатились картой. Кассир выбила чек на 800 руб, вы его подписали. И тут вам приходит СМС из банка, что с вашего счета снято 1800 руб. Кассир клянется, что пробила только 800, и показывает в доказательство чек. Как быть в такой ситуации? Этот вопрос мы задали нашим экспертам.
Андрей Мельников, начальник отдела по управлению удаленными каналами обслуживания Северного банка Сбербанка РФ:
«Самое главное в этой ситуации – сохранить все чеки и СМС-сообщения, а затем оперативно обратиться в банк. Вам необходимо написать заявление о так называемой спорной транзакции и передать его на рассмотрение в банк, выпустивший вашу карту. Сегодня это можно сделать несколькими способами: посетив офис, обратившись по телефону в службу поддержки или заполнив заявление на сайте банка.
Обращение будет обработано, оформлено и передано в службу, занимающуюся заявлениями клиентов. Далее возможны два развития событий. Сбой в системе отправки СМС-сообщений банка. В этом случае с карты списывается 800 рублей, но СМС приходит о списании 1800 рублей. Клиент может проверить баланс карты в банкомате или платежном терминале или через онлайн-сервисы банка и убедиться, что после покупки сумма уменьшилась на 800 рублей, а не на 1800. Если в следующий раз снова придет ошибочное СМС-сообщение, рекомендую обратиться в банк, чтобы сотрудники переподключили мобильный сервис.
Ошибка сотрудника торговой точки. Если с карты было списано 1800, а чек выдан на 800 рублей, у торговой точки должен возникнуть излишек, что и покажет анализ, проведенный банком. В этом случае в установленный срок (в Сбербанке это не более 30 дней) деньги будут возвращены клиенту.
В любом случае волноваться не нужно. В абсолютном большинстве случаев деньги возвращаются клиентам».
Александр Бородкин, начальник управления пластиковых карт ВТБ24:
«Если говорить о ситуации, которая описана, то ранее с подобным мы не сталкивались. Фактически, речь идет о том, что сумма операции, указанная в чеке, отличается от суммы операции, указанной в СМС-сообщении. Не вдаваясь в технические подробности функционирования механизма создания и отправки СМС-уведомлений, можно сказать, что подобное вряд ли возможно. С учетом того, что и покупатель, и кассир видели в чеке «правильную» сумму, нельзя исключать, что с запозданием могло прийти СМС-уведомление о проведении иной операции, поэтому возникло некоторое недопонимание. В данном случае наиболее оптимально сразу же обратиться в call-центр банка, выпустившего карту, и выяснить реальную сумму авторизации.
В целом, не имеет смысла включать фантазию и моделировать другие варианты, поэтому в качестве универсального способа решения подобных проблем можно предложить следующее: первый, наиболее простой шаг клиента в такой ситуации, – попросить сотрудника торговой точки сделать отмену операции. После этого провести операцию на правильную сумму. Если по каким-либо причинам отменить операцию не удалось, необходимо обратиться в банк-эмитент карты с претензией, где указать, что с карты была списана неверная сумма. Естественно, необходимо сохранить чек, в котором указана сумма операции, и приложить его (или копию) к претензии.
У банков есть возможности оспаривания операции, в случае, если с карты клиента была списана некорректная сумма, так же, как и в случае списания, но неполучения клиентом товара и услуги».