Так будет или не будет вторая волна? Сколько она продлится, кого сильнее всего зацепит? Как снизить риски и свести к минимуму потери? Сегодня ответы на эти вопросы ищут не только экономисты и политики, но и простые граждане. Слишком еще свежи в памяти трудности кризиса образца 2008 года. Скажем сразу, ответов на эти вопросы нет. По крайней мере ведущие мировые экономисты их еще не нашли. Но житейский опыт подсказывает: чем лучше понимаешь происходящее, тем легче с ним бороться. Попробуем и мы разобраться. Может, поможет.
Где деньги, Зин?.. Позор один
Основной причиной или по крайней мере поводом для прошлого кризиса стали ипотечные долги американских домохозяйств. Новую волну рецессии могут спровоцировать тоже долги, только уже государственные. Госдолг США уже измеряется триллионами, периферийные страны Европы уже проели больше своих годовых бюджетов и продолжают занимать. Дефицитные бюджеты и у большинства экономик как развитых, так и развивающихся стран. В кредит живут крупные банки, гигантские производства, малый бизнес и большинство населения планеты. Иными словами, все должны всем, причем столько, что уже не могут или могут с большим трудом исполнять свои обязательства. А где же тогда деньги?
Вы когда-нибудь играли в казино или на игровых автоматах? Выигрыш будоражит, адреналин в крови требует выхода, а душа продолжения банкета. Вы ставите снова, снова выигрываете, снова, снова... Дальше – проигрыш и пустые карманы. Каким странным это не покажется, примерно то же самое происходит с кредитованием. Вы приходите в магазин и видите вещь, которую просто нельзя не купить. Фасон, цвет и даже перламутровые пуговицы – не устоять. А денег нет. И тут к вам подлетает менеджер и начинает искушать: и проценты небольшие, и на оформление уйдет пять минут, и документов почти никаких не нужно. Ну, кто ж в этот момент вспомнит, что у вас уже есть то ли пять, то ли шесть кредитов, которые съедают практически всю зарплату. Не поверите, но именно так ведут себя и владельцы крупного бизнеса, и банкиры, и первые лица мировых держав.
Но самое интересное, что примерно такая же психология не только у заемщиков, но и у кредиторов. Банки зарабатывают тем, что они продают деньги. Сначала они выдают кредиты только самым надежным клиентам под небольшие проценты, потом увеличивают круг заемщиков, проценты, а заодно и свои барыши. Собственных денег уже не хватает, и финансисты начинают прокручивать по несколько раз те средства, что возвращают по кредитам, стимулировать большими годовыми вкладами, залезают в долги. Но впереди маячат немыслимые прибыли. Тут уж требования к заемщикам снижают почти до нуля, кредиты берут чуть ли не безработные и предприятия в предбанкротном состоянии... В итоге плохие долги, инфаркты у директоров и мировой кризис, с которым не могут справиться ведущие экономические умы мира.
«В последнее время ощущается приближение некой второй волны кризиса, – считает главный экономист ОАО «Альфа-Банк» Наталия Орлова. – Причем она не похожа на кризис 2008-го. Нынешние сложности связаны главным образом с долговым кризисом. Мы не знаем, насколько европейские банки будут настроены и захотят ли финансировать внешние долги, которые были раньше предоставлены банкам, компаниям и даже странам. Поэтому мы, собственно, и видим нестабильность на межбанковском рынке, повышение ставок, стресс для всех российских банков. Хотя надо признать, что положение дел у России лучше, чем у европейских стран. Она меньше обременена долгами».
Деньги на деревьях не растут
Как ни банально это прозвучит, для того, чтобы заработать денег, надобно что-то произвести, а затем это что-то продать. По большому счету именно так примитивно устроены самые развитые экономики мира. Это так называемая модель потребления. В самой этой модели заложены и преимущества, и недостатки. С одной стороны, чем богаче граждане, чем больше товаров и услуг они покупают, тем больше и тем лучшего качества нужно производить, ведь люди готовы платить дороже. С другой стороны, нет потребления – нет и развития экономики.
Возьмем для примера Ярославскую область. Это не самый бедный регион России. Здесь и близость к Москве, и развитая промышленность, и высокий потенциал для развития туризма, и не далеко не самый низкий в стране уровень жизни населения.
Несмотря на высокий для российских регионов инвестиционный рейтинг, инновационные производства, объединенные в технопарки, только начинают развиваться. Большинство же предприятий до сих пор латают и эксплуатируют старое, еще времен Советского Союза оборудование. Использовать такое оборудование эффективно невозможно просто по объективным причинам. А значит, производимая продукция по определению будет иметь высокую себестоимость, низкое качество и окажется неконкурентоспособной по своим инновационным качествам.
Собственниками многих, если не большинства предприятий на территории области являются либо столичные, либо иностранные «штучки». Разве бизнесмены такого высокого полета не понимают, что без модернизации, инноваций и повышения квалификации персонала их предприятиям рано или поздно придет конец? Вся соль заложена во фразе «рано или поздно».
По мнению некоторых политологов, одной из главных бед России является нелегитимность собственности. Большинство бизнесов в нашей стране держится на так называемом административном ресурсе, дружеских или родственных связях. Это и есть настоящая собственность. Лишившись ее, предприниматель попросту не сможет вести дела. А такая собственность ох как непрочна и недолговечна. Ее нельзя накопить, приумножить, передать детям по наследству. Отсюда у немножко собственников и психология временщиков. Одним из косвенных подтверждений этому служит тот факт, что в последнее время за границу на постоянное место жительства все больше стали уезжать те, кто разбогател в 90-х – начале нулевых. Накопив, они захотели покоя. Тем более что их дети и внуки – обеспеченные, получившие заграничное образование, сделавшие карьеру на Западе и вполне состоявшиеся люди – уже давно там.
Есть и обратная сторона медали. В той же Ярославской области – и эта картина типична для всей нашей необъятной Родины – даже по официальной статистике из месяца в месяц падает реальная заработная плата. Это значит, что произведенные товары и услуги некому покупать. Поубавилось уверенности в завтрашнем дне – люди теперь опасаются безудержно брать в долг. Да и трудности с ликвидностью заставляют банки поднимать ставки по кредитам и ужесточать требования к заемщикам, что опять же снижает потребление.
Нынешний кризис многие называют системным. Это потому, что, по мнению ряда ведущих экономистов, сама модель экономики потребления исчерпала себя. А другую модель великие ученые мужи пока не придумали.
«Еще совсем недавно все были уверены, что кризис заканчивается, строя на этой волне оптимистичные прогнозы, но сегодня они сильно просели, – рассказал на встрече с журналистами председатель совета директоров банковской группы «Альфа-Банк» Петр Авен. – Сейчас очень оптимистичным выглядит даже прогноз роста ВВП в 4%. Я думаю, сама модель экономического роста за счет увеличения потребления исчерпала себя. Мы, безусловно, вступаем не в новую волну кризиса, а в долгий период стагнации. Прямым следствием такой стагнации станет дальнейший отток капитала из страны».
Может, в консерватории что-нибудь поправить?
Итак, ситуация в России, с одной стороны, лучше, чем у других стран – долгов меньше, с другой... тоже хороша. Пока они там ищут новую модель, мы вполне могли совершенствовать старую, ведь если наша страна доведет уровень потребления до того, который существует сегодня, скажем, в Германии, Франции, Швейцарии и Соединенных Штатах Америки, то жить мы с вами определенно станем лучше. А для этого нам нужно все то, о чем так долго говорят власти: инновации, модернизация, улучшение инвестиционного климата и борьба с бедностью. Причем не на словах, а на деле.
Есть в этом у нас уже и определенные достижения. Так, в опубликованных не так давно мировых рейтингах Россия сильно прибавила. С точки зрения снижения уровня коррупции она поднялась аж на 11 ступеней, заняла 143-е место, обогнала Таджикистан и встала в один ряд с такими странами, как Нигерия, Уганда, Коморские острова и даже Тимор-Лесте. А по уровню легкости ведения бизнеса мы находимся где-то между Угандой и Коста-Рикой.
«Только улучшение администрирования налогообложения может дать казне миллиарды рублей, – считает помощник президента России Аркадий Дворкович. – Нужно не повышать налоги, а снижать их, одновременно улучшая собираемость. Нужно дать бизнесу вздохнуть. Нужно стимулировать современные инновационные производства, давать различные послабления тем, кто внедряет самые современные технологии и новейшее оборудование».
Большинство экономистов в нашей стране уверенно говорят о том, что второй волны кризиса не будет. Будет очень медленное развитие – от двух до четырех процентов ВВП в год. Между тем те же экономисты подсчитали, что для того, чтобы в обозримом будущем достичь уровня жизни развитых стран, нам нужно шагать минимум по 7-10 процентов.
А пока наших сограждан волнует один простой вопрос: как выжить, как не потерять накопленное непосильным трудом. Советы от тех же экономистов просты. У кого есть деньги, старайтесь раскладывать яйца в разные корзины. Самыми надежными вложениями являются вложения в собственные потребности. То есть удовлетворять их надо, не откладывая в долгий ящик. В ближайшее время вряд ли соотношение цены и качества изменится в пользу потребителей. И будем следить за ценами на нефть и молиться, чтобы они не обвалились. Здесь от нас ничего не зависит, но это наше все. Пока они держатся на нынешнем уровне, мы живы. Если же упадут – нас накроет второй волной.