Бизнес Наука По принципу... пирамиды

По принципу... пирамиды

Бизнес каждого второго страховщика убыточен, а объем российского рынка сократится к концу года, даже если не будет второй волны кризиса. Ситуация в отрасли еще больше усугубилась на фоне роста количества демпингующих компаний...

" width=

Бизнес каждого второго страховщика убыточен, а объем российского рынка сократится к концу года, даже если не будет второй волны кризиса. Ситуация в отрасли еще больше усугубилась на фоне роста количества демпингующих компаний, большинство из которых, как оказалось, работают по принципу финансовых пирамид.

Согласно исследованию «Российский страховой рынок в первом полугодии 2009 года: системный кризис», проведенному рейтинговым агентством «Эксперт РА», бизнес каждой второй страховой компании убыточен. Если по данным за первое полугодие прошлого года значение комбинированного коэффициента убыточности превышало стопроцентный уровень у менее чем трети российских страховщиков, то в первом полугодии текущего года значение этого показателя приблизилось к 50% участников рынка.

Одновременно у каждой десятой страховой компании комбинированный коэффициент убыточности превысил 120%. Усредненное значение коэффициента по итогам первого полугодия вплотную приблизилось к стопроцентному уровню: 99,6% и, как прогнозируют аналитики «Эксперт РА», может достигнуть 105%.

Основные причины роста убыточности: продолжение политики демпинга, крупные страховые события, произошедшие в этом году, и девальвация рубля. До конца года следует ожидать банкротства как минимум еще 30 отечественных страховщиков. При этом, по прогнозам агентства, у российского рынка есть два варианта развития. Первый основывается на предположении, что второй волны кризиса не будет. В этом случае объем рынка составит 526,8 млрд рублей, а темпы прироста -5,1%. Второй вариант предполагает новую волну кризиса, рыночные объемы в размере 499,5 млрд рублей и темпы прироста -10,0%. Как видим, оба сценария не утешительны.

По словам руководителя направления рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексея Янина, произошедшие в российском страховании качественные изменения важнее и опаснее, чем количественные: мировой финансовый кризис привел к обострению внутренних проблем рынка, предпосылки которых были заложены еще в период бурного роста.

«В любой момент эти проблемы могут «сдетонировать», – полагает эксперт. – Кризисные явления выражаются в появлении на страховом рынке финансовых пирамид. Неминуемый уход этих игроков приведет к кризису доверия к страховым компаниям, еще большему падению добровольного спроса на страхование и росту мошенничества».

Страховщики неоднозначно комментируют ситуацию. Одни считают положение критическим, другие – вполне закономерным. Однако большинство игроков соглашаются, что рынку необходимы перемены. В противном случае разрозненные проблемы перерастут в лавину, которая погребет под собой репутацию отрасли.

«Ситуация на страховом рынке близка к критической, – убежден заместитель генерального директора компании «Ингосстрах» Алексей Соколов. Необоснованное снижение тарифов и предложение цены заведомо ниже себестоимости наблюдается практически во всех сегментах страхования, за исключением обязательных видов, тарифы по которым зафиксированы законодательно. Острее всего негативная тенденция проявилась в сегменте добровольного автострахования и страхования имущества юрлиц».

Например, в ходе проводимых тендеров для ряда крупных предприятий страховые тарифы упали в 10 раз, что на порядок ниже допустимого уровня и здравого смысла.

«Мы строго следим за андеррайтингом и оценкой рисков, поэтому в ряде случаев при необоснованном занижении тарифов нам приходилось сознательно отказываться от участия в тендерах на страхование того или иного объекта. В первую очередь это относится к страхованию крупных федеральных банков и энергетических предприятий. При этом нельзя сказать, что тендеры по крупным сделкам выигрывают только недобросовестные страховщики. Хотя тенденция к этому наблюдается», – рассказывает господин Соколов.

Между тем тарифы «шалят» и в рознице. Явный пример – сектор автокаско. «Здесь многие компании предлагают своим клиентам не соответствующие нынешним реалиям скидки на все без исключения полисы, хотя риски заметно отличаются в зависимости от конкретной марки автомобиля», – поясняет Алексей Соколов. Например, тарифы ниже 5% для большинства компаний нерентабельны, и такие предложения вызывают вполне обоснованные вопросы об их надежности.

«Итоги первого полугодия отразили ускорение падения страхового рынка и рост убыточности. Заметно изменилось соотношение выплат к собранным в первом полугодии страховым премиям: выплаты продолжают неуклонно возрастать, а темпы роста сборов сходят на нет, – комментирует тенденцию директор Приволжской дирекции компании «Росно» Владимир Паршаков. Некоторые страховщики выровняли ситуацию с убыточностью за счет осуществления удачных инвестиций в начале года в валютные активы и впоследствии выросшие акции российских компаний. Тем не менее тенденция к увеличению убыточности, особенно в сегменте автострахования, будет развиваться. Усугубляет положение и демпинг, к которому сейчас охотно прибегает часть игроков».

Возможно, страховщики сгущают краски, ведь на российском рынке уже много лет происходит снижение цен на страховые услуги и первое полугодие не стало исключением.

«Цены падают вследствие жесткой конкуренции, тем не менее мы только сейчас приближаемся к ситуации, когда прибыль от страховых и непосредственно связанных с ними операций у среднестатистической компании будет существенно меньше 5%. Для развитых рынков это совершенно нормальная ситуация», – говорит вице-президент компании «ГУТА-Страхование» Арсений Поярков, по словам которого у российских страховщиков остается огромный простор для маневра, связанный с возможностью сократить издержки, уменьшить непомерные агентские комиссии, выйти из убыточных непрофильных сегментов бизнеса и тем самым значительно повысить рентабельность операций.

К тому же в последнее время значительно увеличилось предложение страховых услуг с франшизами или ограниченным набором рисков. Так что сравнивать просто цену на автокаско у разных компаний будет некорректно. Покрытие может очень существенно отличаться.

При этом господин Поярков соглашается, что само по себе падение тарифных ставок в ближайшее время вряд ли остановится. Бороться с этим явлением бессмысленно, оно лежит в рамках логики свободного рынка. С чем действительно необходимо бороться, так это с недобросовестными страховщиками, которых, к слову, развелось немало. На рынке выстраиваются пирамиды: текущие выплаты восполняются текущими сборами.

«Это неизбежно приведет к невозможности таких компаний-пирамид отвечать по своим обязательствам перед клиентами, – убежден господин Соколов. – Судьба любой пирамиды всем известна: в первую очередь пострадают страхователи».

«Оказавшись в сложной ситуации, многие компании поддались искушению сыграть на низких тарифах и таким образом, подогревая спрос, привлечь клиентов, не задумываясь о последующих выплатах, – поясняет директор Южной дирекции компании «Росно» Андрей Уланов. – Однако последствия такой политики губительны. Постепенно портфель страховщика приходит к состоянию реального дефицита, компания оказывается неспособна выполнять взятые на себя обязательства и вынуждена уйти с рынка. Когда такая пирамида рушится, это болезненно отражается и на страхователях, и на остальных игроках. Клиенты компаний-банкротов остаются без страховой защиты, а неестественно заниженные тарифы на страхование подтачивают рынок».

Арсений Поярков соглашается, что практика сбора премии на фоне резкого снижения цен с последующим исчезновением лжекомпании с рынка существенно подрывает доверие к страховой отрасли в целом. «Для борьбы у нас уже есть сформированная законодательная база, которая регламентирует основные требования к финансовой устойчивости и отчетности страховщика. Осталось только ее совершенствовать или хотя бы как минимум качественно следить за исполнением уже принятых положений, чтобы вопросы демпинга не возникали», – говорит эксперт. А Андрей Уланов добавляет, что создать заслон ценовому демпингу также можно благодаря введению обязательной отчетности по МСФО для всех страховщиков, а также внедрению практики защиты новых продуктов и программ в надзорном органе – Росстрахнадзоре.

В целом, рассуждая о необоснованном занижении цен, начальник отдела стратегического развития и разработки страховых продуктов СК «Согласие» Илья Богданов отмечает, что демпингующей компанию можно назвать, если при сходном с другими игроками в регионе объеме страхового покрытия цена полиса оказывается существенно меньше. При этом «существенно» означает более чем на треть. «В противном случае можно говорить об удешевлении полиса за счет отказа страховщика от продаж через страховых посредников».

Демпинг в страховании, например, автотранспорта может также проявляться в массовом предложении дешевых полисов через широкую агентскую сеть.

«В данном случае помимо необоснованного занижения цены страховой услуги компания прибегает еще и к демпингу по комиссионному вознаграждению, завышая его для посредников и «переманивая» их от других страховщиков, – рассказывает Илья Богданов. – В итоге страховщик формирует портфель незначительных по стоимости страховых полисов, потратив на это средства, превышающие установленные лицензирующим органом нормативы».

Экономика страхования нарушена еще и тем, что страховые случаи по застрахованным автомобилям по демпинговым тарифам происходят с такой же частотой, что и по автомобилям, застрахованным по нормальной цене. Налицо пирамидальная схема демпингующего страховщика: ему попросту не хватает средств сформированных резервов на возмещение убытков по страховым случаям.

«При развитии ситуации страховщик начинает тратить на возмещение собственные или заемные средства, потом – текущие средства, уплаченные клиентами, а когда и их уже не хватает, – наступает пора отказов страхователям и крушения построенной пирамиды», – подводит печальный итог Илья Богданов.

При этом скорость обрушения пирамиды, например, по страхованию автотранспорта напрямую зависит от стоимости услуг автосервисов и от стоимости застрахованных автомобилей. Чем активнее демпингующий страховщик привлекает клиентов через разные каналы, тем быстрее он оказывается в финансовой яме. И тем длиннее очереди из клиентов за страховым возмещением.

Оказалось, что у «демпинговой компании» есть и другая сторона, – острая конкуренция между игроками. Как бы плохо ни было сейчас, по мнению Ильи Богданова, результатом текущей тенденции станет реальное обоснованное ценообразование в страховании и, как ни странно, снижение стоимости полисов.

Источник: «Эксперт РА».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
14
ТОП 5
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления