Авто Город Вежливые задрали

Вежливые задрали

Ребята, я понимаю, что в 90-х к нам просочилась и стала модной подсмотренная на Западе вежливость на дорогах. Для большинства она заключается в пропуске машин, у которых нет приоритета, и моргании аварийкой в знак благодарности. Но, ей-богу, любой витамин вызывает аллергию, если нарушить дозировку.

Вот представьте: мост с трамвайными путями (для челябинцев – речь о Ленинградском мосте). Пути упираются в остановку. Ехать по ним формально можно, но лишь метров 200, после чего приходится перестраиваться обратно на основную дорогу. Кстати, тупик виден еще от предыдущего перекрестка.

И все равно на путях накапливается машин пять-семь, которые пытаются раздербанить основной поток метров за пятьдесят до остановки. Контингент весьма характерный: маршрутки, такси и машины с претензией на шик, спортивность и прочую элитарность. И ведь находится добрая душа, которая нет-нет да и пропустит одну машину, да так неловко, что просачивается три. Чувствуя себя в невозвратном долгу перед Родиной, эта троица начинает неистово пропускать оставшихся на путях ждунов. Тем временем сзади подтягиваются подкрепления «путейцев», и на следующей доброй душе ситуация повторяется.

А честной народ в левом ряду стоит. Теперь вопрос дня: почему пропуск торопыги является большей добродетелью, чем водителей позади тебя?

Тех, кто реально торопится, – один из сотни, остальные лезут под шумок, что видно по дальнейшей езде вразвалочку. Да дело не в этом. Если бы все смирили гордыню и двигались по своим полосам, пропускная способность того участка существенно бы возросла – зеленый там горит долго. А так один притормозил, другой потупил, посмотрел в зеркало, тронулся, посмотрел в зеркало, помогал аварийкой, посмотрел в зеркало, выровнял аппарат, приступил к ускорению... В нормальном режиме за это время проедет три-четыре автомобиля, а иногда и полдюжины.

Помимо прочего летуны бомбардируют гравием стоящие автомобили, ведь трамвайные пути в России редко асфальтируют на совесть.

Какие машины стоит пропускать? Те, что попали в патовую ситуацию по независящим от них причинам. Те, что толпятся на выездах со второстепенок, когда по главной дороге плетется слишком плотный поток. Те, что застревают за аварийным автомобилем или машиной, поворачивающей налево, которая включила поворотник в последний момент.

В любом случае я не поклонник гипертрофированной вежливости, когда пропускают пачками. В Европе уже давно придумали принцип молнии, когда машины едут через одну. С главной, со второстепенной, с главной, со второстепенной. Красота.

Кстати, у европейцев можно перенять еще один вид вежливости. На трассах в районе виадуков есть скоростные выезды на основную магистраль, и иногда я смещаюсь в левую полосу, чтобы дать возможность машине с разгонной полосы попасть на «большую дорогу» без потери скорости.

Впрочем, описанные виды избыточной вежливости – это еще полбеды. Есть худший вариант, связанный с провокацией. Например, четырехполосная дорога, умеренно-плотный поток. Машина со второстепенной дороги хочет непременно повернуть налево, и кто-то на главной дороге оттормаживает поток в правой полосе, чтобы дать возможность страдальцу совершить маневр. Проблема в том, что машины в левой полосе не готовы к такой ситуации, а «вежливая» машина ограничивает им обзор.

«Выгодополучатель» стремится прошмыгнуть поскорее и огребает проблем. Опытные водители всегда притормаживают, если машина в соседней полосе без видимой причины замедлилась. Но, коль скоро ПДД не требуют этого (кроме случаев, когда впереди пешеходный переход), уповать на осторожность всех я бы не стал.

Те же рассуждения касаются пропуска пешеходов вне переходов, а иногда – даже на оных. Я имею в виду дороги с шестью или восемью полосами, на которых кто-то додумался изобразить нерегулируемый пешеходный переход. Конечно, водители должны останавливаться как вкопанные, если хотя бы одна из попутных машин затормозила.

Но если поток быстрый и плотный, если из-за ширины дороги знаки пешеходного перехода плохо видимы, если сзади несутся очевидно агрессивные водители, я не останавливаюсь, чтобы не искушать пешехода. Уж лучше получить штраф, чем стать косвенным соучастником тяжелого ДТП.

Алгоритм действия в описанной ситуации вообще неясен. Недавно получил письмо от читательницы Марины Сухановой: «Я остановилась на пешеходном переходе пропустить пешеходов, те тронулись переходить дорогу, а по второй, третьей и т. д. полосе летит лихач и может их сбить. Получается, что я, притормозив, подставила людей под лихача. Тем более я его приближение в зеркала вижу. Сигналить? Пешиков только испугаю, да и нелогично это, я пропускаю пешеходов и им же сигналю...»

Чисто интуитивно я пришел к такой схеме. Если соседние ряды явно быстрее, ногу на тормоз, снижаем скорость, но не останавливаемся полностью. Но если машины сзади далеко или по визуальным признакам адекватные, пропускаем человека. Самих же пешеходов я прошу избегать слишком длинных переходов, а если есть крайняя необходимость, не выходить из-за стоящих машин, не глядя. Странно, что эта примитивно простая истина не для всех очевидна – похоже, вбитый в голову приоритет пешеходного перехода у некоторых доминирует над инстинктом самосохранения. Поверьте, даже два-три года колонии для водителя – это не так страшно на фоне мук, через которые проходит пешеход с тяжкими увечьями. Очень часто они дают о себе знать до конца жизни.

Если честно, для меня вежливость не сводится к тому, кто, кого и как часто пропускает. Вежливость – это умение ездить, не мешая другим, в глобальном смысле. Вовремя посмотреть на знак и не влезать в «кривой» ряд. Вовремя включить левый поворотник. Быстро тронуться на зеленый. Не менять ряд ради смены ряда, чтобы через секунду вернуться назад, потому что все ряды одинаковые, узкие и длинные. И так далее.

А приторное слово вежливость я бы заменил на толковость. Толковый водитель – это +20% пропускной способности улиц, – 80% ДТП.

Артем Краснов родился в 1979 году в Челябинске с мечтой об автомобиле. Впоследствии променяет карьеру инженера-двигателиста на стезю автомобильного журналиста. К этому его подтолкнет безудержная тяга к халяве, ведь тестовые машины обычно дают с полным баком. Аполитичен, хобби не имеет, футболом не увлекается. Любимый вид спорта – «Формула 1». Эталоном автомобильной журналистики считает не TopGear, а российский журнал «Авторевю» и английский EVO. С 2010 года ведет свой блог, пишет рассказы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
388
ТОП 5
Мнение
В атаке Федорищев! Зачем губернатор Самарской области показал всему российскому футболу «желтую карточку»
Анонимное мнение
Мнение
«Пугает скорость вербовки срочников»: журналист — о шквале обращений от родителей солдат
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления