Пожары в авто в Ярославле регистрируют почти ежедневно, а с наступлением холодов статистика ухудшается. Почему полыхают автомобили, и как этого избежать?
Доля умышленных поджогов в России — около 20%.
Основных мотивов у поджигателей три: месть, хулиганство или «наглядная агитация» ставить автомобили на платные стоянки.
За поджог автомобиля грозит часть 2 статьи 167 УК РФ, которая предполагает лишь суровые виды наказания: принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет.
Сгорели по глупости
Целый класс пожаров не связан ни с поломкой, ни с поджогом — раскаленные части автомобиля легко поджигают всё, что горит.
Например, утеплители капота, которые в народе называют одеялами. Споры об их эффективности не утихают: утренним пускам они помогают едва ли. Но если уж решились на такую покупку, убедитесь в негорючести материала.
Есть прецеденты, когда под днищем от контакта с выпускным трактом или нейтрализатором автомобиля вспыхивает налипшая трава. Забытые под капотом промасленные перчатки, бумага или пакеты — из той же оперы.
Пороховая бочка на колесах
Неверно думать, что горят лишь старые автомобили. Для них риски выше, но в остальном не застрахован никто: например, пластиков разной степени горючести в современном автомобиле — около 300 килограммов!
Пожароопасными являются почти все технические жидкости. Например, этиленгликоль — популярный компонент охлаждающих жидкостей — очень горюч: температура вспышки от стороннего источника (искры) составляет всего 120 градусов, самовоспламенения — 380 градусов. А отдельные части выпускного коллектора раскаляются до 500–600 градусов.
Поэтому очень важно следить за герметичностью всех систем: масляной, тормозной, охлаждающей, усилителя руля, и, самое главное, системы топливоподачи. Любые подтеки, а тем более капли, трещины на шлангах и ослабление хомутов требуют немедленного внимания.
С пожаром накоротке
Для защиты от коротких замыканий у автомобиля есть блок предохранителей, которые перегорают, если ток превышает пороговую величину. Предохранители бывают разными: для одних систем достаточно 5 А, для других — 10 или 15, для третьих — 30 А. Пусковой ток автомобиля достигает сотен ампер, но кратковременно.
Замена предохранителя на более «мощный», а тем более на проводник, является очевидным риском.
Что происходит при коротком замыкании? Даже сравнительно небольшой ток в 160 А за 10 секунд разогревает медный провод до 500 градусов, а в случае с автомобилями токи могут быть гораздо выше. Но ещё раньше оплавляется проводка и образуется характерный шарообразный наплыв, который при расследовании пожаров ищут эксперты. Шутить с предохранителями не стоит.
Как не стоит шутить с электрикой вообще: одной из причин пожара специалисты называют некачественную установку сигнализаций и другого электрооборудования. Системы с автозапуском сами по себе неопасны, но в случае проблем не оставляют владельцу шанса вовремя отреагировать на предвестники пожара: запах и дым.
Как не сгореть на АЗС
Замечали, как порой искрит синтетическая одежда? Такой искры достаточно, чтобы поджечь пары топлива при заправке.
Есть, конечно, и совсем уж клинические случаи, когда водители подсвечивают горловину бака зажигалкой... Но их мы не обсуждаем.
Реально ли потушить автомобиль?
Всё решает время: после появления первых языков пламени до точки невозврата остается лишь пара минут. А вообще автомобиль выгорает за 5–7 минут, хотя активное тушение может затормозить процесс.
Мы тестировали штатные огнетушители: они не бесполезны, но время активной работы составляет несколько секунд — одна-две попытки. Сбить пламя с небольшой лужи бензина им по силам, но если под капотом разгорелось основательно, нужно как минимум несколько порошковых огнетушителей. А ещё наш тест показал, что через год 500-рублевый огнетушитель становится абсолютно бесполезным.
Что делать при возгорании автомобиля
- Останавливаемся, выключаем зажигание, дергаем рычаг капота.
- Высаживаем пассажиров, отгоняем на безопасное расстояние.
- Просим их или очевидцев вызвать пожарную службу по номерам 112 или 101.
- Не допускаем притока воздуха в зону горения. Если возгорание под капотом, не открываем его полностью — иногда достаточно щели, чтобы прошла струя огнетушителя. Если горит в салоне, не держим двери открытыми до момента, пока не подготовим огнетушитель. Бывает, что пожар «задыхается» в замкнутом пространстве.
- По возможности обесточиваем автомобиль, скидывая клемму аккумулятора (с учетом предыдущего пункта).
- Трезво оцениваем возможность потушить пожар за 10–20 секунд работы огнетушителя. Если пламя слишком сильное, принимаем меры для эвакуации людей и других машин.
- Если возгорание локально, применяем огнетушитель. Тушим снизу вверх: например, если горит лужа топлива на земле, сначала гасим ее.
- Остаточное пламя, которое грозит разгореться снова, можно «придушить», накинув сверху негорючую ткань или залив водой.
- Не спешим радоваться: если видимого пламени уже нет, убедитесь, что не осталось тлеющего очага, например, из-за короткого замыкания (если автомобиль так и не обесточен).
- Даже если пожар удалось погасить, дожидаемся пожарных, в том числе для правильного оформления инцидента — документы понадобятся при обращении в страховую и последующих разбирательствах.