Сегодня, 13 января, в Ярославском районном суде возобновились слушания по делу о гибели 7 сентября 2011 года в авиакатастрофе под Туношной команды ярославского хоккейного клуба «Локомотив». В ходе заседания были заслушаны показания свидетелей, а также расшифровки записей переговоров экипажа, протоколы осмотра самописцев, деталей самолета ЯК-42. Правда, в суд явились не все вызванные свидетели. Так, не пришел президент ХК «Локомотив» Юрий Яковлев.
После продолжительного перерыва в Ярославле вновь началось рассмотрение в суде уголовного дела в отношении бывшего заместителя гендиректора по организации летной работы авиакомпании «ЯК Сервис» Вадима Тимофеева. Напомним, что Тимофееву предъявлено обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц.
Ранее на эту тему:
По версии следствия, экипаж ЯК-42, на котором должен был лететь в Минск «Локомотив», был допущен Тимофеевым к полету с грубейшими нарушениями. В частности, речь идет о том, что допуск командира судна был осуществлен на основании сфальсифицированных документов. Второй пилот на тот момент не окончил переобучение на тип судна ЯК-42 и не имел права выполнения полетов. Кроме того, два пилота и бортмеханик выполняли совместно лишь третий рейс. По мнению следствия, эти и ряд других нарушений со стороны Тимофеева опосредованно могли привести к крушению 7 сентября 2011 года неподалеку от аэропорта Туношна самолета ЯК-42. Авиакатастрофа унесла жизни 44 человек – игроков, сотрудников, тренеров «Локомотива», а также членов экипажа.
Во вторник, 13 января, в суд были приглашены в качестве свидетелей некоторые родственники и близкие погибших, а также президент ХК «Локомотив» Юрий Яковлев. Поскольку они не явились, сторона обвинения предложила зачитать их показания. Однако обвиняемый Вадим Тимофеев заявил, что настаивает на личном присутствии Юрия Яковлева.
«Я бы хотел заслушать Яковлева. У меня к нему вопросы есть», – отметил Тимофеев.
Лично послушать Юрия Яковлева пожелали и присутствовавшие в зале суда матери погибших хоккеистов.
Явка Яковлева в суд должна быть обеспечена в ходе дальнейших заседаний. Показания остальных свидетелей были заслушаны «с листа».
Помимо показаний сегодня суд рассмотрел расшифровки аудиозаписей переговоров членов экипажа разбившегося ЯК-42 во время приземления в Туношне после прилета из Москвы и во время вылета из аэропорта Туношна в Минск.
Согласно этим материалам, перелет из Москвы в Ярославль и приземление в Туношне прошли в штатном режиме, без происшествий. Однако в Туношне стоянка, предназначенная для ЯК-42, оказалась занята другим самолетом. Как отмечают на аудиозаписи сами пилоты – саммит.
Что касается расшифровки переговоров членов экипажа ЯК-42 во время взлета из Туношны, то в ней представлены также комментарии эксперта Коновалова, который поясняет слова пилотов и бортинженера.
«Коновалов – не специалист, он некомпетентен. Как не специалист он не имеет права давать такие комментарии», – заявил обвиняемый Вадим Тимофеев.
Тем не менее суд решил заслушать материалы, представленные прокурорами.
Стенограмма подробно воспроизвела последние минуты жизни экипажа ЯК-42: проверка приборов, разрешение на запуск двигателя, установка положения стабилизаторов (эксперт отмечает, что стабилизаторы были выставлены интуитивно), разговор командира судна Андрея Соломенцева по телефону, второй пилот Игорь Жевелов запрашивает разрешение на взлет – разрешение получено, самолет набирает скорость – 130, 150... 230, 250. Затем Соломенцев кричит второму пилоту переводить руды во взлетный режим:
– Взлетный! Взлетный!
– Стабилизатор!
– Взлетный!
– Андрюха...
– Все...
На этом запись обрывается.
Результаты летного эксперимента, которые также были сегодня представлены суду, говорят о том, что во время взлета один из пилотов мог непроизвольно нажать на тормозные педали. Экипаж борта 42434 основной опыт пилотирования получил на ЯК-40. Согласно данным МАК, при взлете ноги одного из пилотов находились в том положении, в котором они должны находиться, если бы пилоты управляли 40-й моделью. Однако при пилотировании ЯК-42 такое положение ног приводит к торможению при взлете. Как отмечал по завершении расследования МАК председатель технической комиссии комитета Алексей Морозов, подготовка экипажа на тренажерах проводилась формально, качество освоения пилотами воздушного судна ЯК-42 руководством авиакомпании не контролировалось, а документы по подтверждению летного минимума были в большинстве своем сфальсифицированы.
Тем не менее вину или невиновность пилотов еще предстоит установить следствию. Расследование основного уголовного дела о гибели «Локомотива» пока не завершено.
Что касается дела в отношении Вадима Тимофеева, то его рассмотрение, скорее всего, продлится еще не один месяц.
«На этой неделе заседания будут проходить ежедневно. Будут допрашиваться свидетели, эксперты, исследоваться письменные материалы дела», – рассказала заместитель ярославского транспортного прокурора Елена Ронжина.
Сам Тимофеев свою вину по-прежнему не признает.