В Ярославской области целый город может остаться без электротранспорта. Руководство «Рыбинскэлектротранс» заявило, что предприятие не выживет, если будет работать на тех условиях, в которые их загнали местные власти.
У троллейбусников отобрали самый популярный в городе 5-й маршрут. Глава города Денис Добряков читает, что троллейбусники сами виноваты в этом, так как нарушали правила и мешали зарабатывать конкурентам с ПАЗиками.
— Они нарушают целый ряд законодательных актов, в том числе антимонопольных, — уверен градоначальник. — Расчёт руководства троллейбусного управления как раз на негодующий народ, мол, им всё простят. Это регулируемая деятельность с целым набором законодательных актов. Несколько раз мы призывали их взяться за ум, но, к сожалению, только эмоции. Демонстрациями тут не поможешь, пусть включают голову.
Полная версия разговора с Добряковым.
Мы связались с директором «Рыбинскэлектротранса» Владимиром Матросовым, чтобы узнать, что у них пошло не так.
— У нас на этом маршруте всегда работало 12 машин. В этом году всех перевозчиков обязали перейти на контрактную систему работы, заказчиком работ выступил городской департамент ЖКХ, транспорта и связи. И тут мы удивились, что нам оставили только шесть машин на маршруте, — говорит Матросов. — Приехали наши учредители и встретились с главой города, и тот объяснил — у нас теперь частный перевозчик, и мы ему дали гарантии, что он будет работать на 25 маршруте (его ПАЗики практически полностью копируют маршрут 5-го троллейбуса. — Прим. ред.).
— Откуда вообще появились эти ПАЗики на 25-м маршруте?
— В 2019 году администрация открыла его, мотивируя тем, что у нас бывает отключение электроэнергии, и из-за этого происходят остановки движения транспорта. И 25-й должен был как раз помогать в случае таких остановок. Мы с этим согласились, ведь у нас действительно бывает, что на 20–30 минут встают троллейбусы. Сначала у них было всего три машины. А потом им шесть машин добавили, а у нас забрали. Соответственно троллейбусы стали ходить реже, чем 25-е автобусы.
— Постойте, мэр говорит, что вам предлагали взять 25-й маршрут на обслуживание.
— Это полный бред, не было такого. Там есть свой «хозяин» маршрута.
— Ещё Добряков уверяет, что вам предлагали открыть новый маршрут, но вы сами отказались.
— Мы за последние два года потратили 50 миллионов рублей на обновление подвижного состава. Конечно, мы тратили такие деньги, так как были уверены, что и работать будем в прежних объёмах и окупим расходы. Именно тогда Добряков и сказал: «Давайте вам откроем новый маршрут, но только чтобы он не заходил на улицу Крестовую» (центральная улица Рыбинска с хорошим пассажиропотоком. — Прим. ред.). После этого мы и согласились подписать контракт и стали работать на 5-м маршруте с шестью машинами.
— Не видел никакого нового троллейбусного маршрута в Рыбинске.
— Мы предложили маршрут, который, на наш взгляд, был бы востребован у людей. Но администрация его напрочь отвергла и предложила другой вариант, по которому уже ездят шесть разных маршрутов — два троллейбуса и четыре автобуса. А воздух возить нам совсем не рентабельно.
— Но контракт в итоге вы подписали сами, а работать стали не по его условиям.
— Мы стали работать по контракту. На каждом троллейбусе у нас работает по 2 водителя плюс кондукторы. Считаем: 6 машин убрали — больше 20 человек осталось без работы. Нам их увольнять, что ли?
— Понимаю, что это непростое решение и людей жалко. Но что поделать — тяжёлое время.
— Тут есть ещё один нюанс. Во время пандемии правительство таким предприятиям, как наше, дало право брать 2-процентный кредит с особым условием — мы должны сохранить численность работников до 1 апреля 2021 года, тогда нам этот кредит и проценты по нему спишутся. Мы в июне этого года взяли 30 миллионов рублей, исходя из того, что сокращать работников-то мы не собирались. Если мы сейчас выбросим на улицу людей, то конец наступит и нам, потому что после такого кризиса нам не погасить этот кредит.
— Можно же что-то придумать: пересмотреть график работы, перекроить смены для работников, пристроить куда-то их ещё на предприятии.
— Можно. Но с другой стороны, если 5-й маршрут мы не сможем сохранить, то на оставшихся трёх менее рентабельных маршрутах нам всё равно не вытянуть предприятие.
— С шестью троллейбусами на маршруте тоже загнётесь, получается?
— С шестью троллейбусами интервал движения получается около 30 минут. А это не маршрут Рыбинск — Пошехонье, это — городской троллейбус, связывающий вокзал, центр города и спальные районы. А у 25-го автобуса интервал получается 8 минут. Мы будем не троллейбусом, а его имитацией. Мы уже потеряли 40% пассажиропотока.
— Что-то ещё попытаетесь сделать, чтобы сохранить троллейбус в Рыбинске, или мы можем уже прощаться с электротранспортом в городе?
— Естественно, мы заинтересованы сохранить троллейбус, поэтому пойдём до конца. У нас 350 человек работает, они что на биржу пойдут все? Я допускаю, что мэр сам оказался подставленным в этой ситуации, поэтому я подготовил письмо с предложением по сохранению троллейбуса (на фото). Как он отреагирует — посмотрим. Можно ещё всё решить. Также мы готовим коллективное письмо с подписью всех сотрудников «Рыбинскэлектротранса», отправили письмо президенту России Владимиру Путину и рассказали о злоупотреблениях власти.