В Ярославле развивается большой конфликт между жителями частного сектора и новостроек в микрорайоне Суздалки за торговым центром «Фараон». Это большая территория между Суздальским шоссе, улицами Ньютона и Гоголя. Когда-то она полностью была заселена частным сектором, но десять лет назад власти приняли грандиозный проект планировки этой земли, разрешив строить здесь дома 17–25 этажей. Это назвали проектом развития территории. В один миг частные владения стали вне закона. За десять лет район успел покрыться высотками, и сегодня он больше похож на солянку — рядом с разноцветными громадами многоэтажек — домики-избушки. Соседством недовольны обе стороны.
Однако конфликт в этой истории больше, чем просто нелюбовь соседей друг к другу.
В феврале 2021 года жители частного сектора, собрав подписи, сделали первый шаг: обратились в департамент градостроительства мэрии Ярославля. Основная просьба у людей была одна: снизить этажность района, сохранить индивидуальную застройку. Чтобы хотя бы будущие дома строили пониже.
Чиновники отказали единогласно.
Рассказываем, как власти принимали это решение и чем оно может обернуться в дальнейшем.
Мнение жителей и мэрии Ярославля
21 мая на комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в департаменте архитектуры этот вопрос обсуждали 15 минут. В комиссии: депутаты муниципалитета, представители компаний-проектировщиков, департамент градостроительства мэрии и департамент строительства Ярославской области. Состав солидный.
Для присутствующих зачитали просьбы жителей.
— Инициативная группа жителей предложила изменить зонирование микрорайона на зону застройки индивидуальными жилыми домами Ж.4 или малоэтажными жилыми домами Ж.3 с целью сохранения существующей индивидуальной жилой застройки и в связи с отсутствием дорог, объектов обслуживания и детских учреждений, — выступила заместитель начальника управления архитектуры департамента градостроительства мэрии Ярославля Людмила Жиленко.
Сделаем отступление и расшифруем, на что именно жалуются жители.
— С застройкой квартала ряд частных домов буквально плавает в фекалиях — канализацию прорывает, нас топит, — рассказал местный житель Николай. — Увеличилась транспортная нагрузка на грунтовые дороги сектора, стало меньше зелени и больше шума, загазованности. С заселением многоэтажек нагрузка на школы, детские сады и поликлиники района резко увеличилась. В школах № 18 и 14 учатся по 5–6 классов в параллели, ребята вынуждены заниматься в две смены. Но и продавать свои участки мы не хотим.
Но жителей на комиссию не пустили, они стояли под окнами департамента в ожидании результата. Пока чиновники и депутаты рассуждали, что будет на их земле.
— Территория приближена к центру города, не имеет ограничений для развития. На территории расположены дома частного сектора, часть из них в неудовлетворительном состоянии. Больше 20 многоквартирных зданий. В 2020 году выдано пять разрешений на строительство. Строительство частных жилых домов не предусмотрено градостроительной документацией. Однако жители имеют возможность реализовать свои права о наследовании через суд, признать права собственности на жилой дом. Таким правом воспользовались жители по 74 адресам, — описывала ситуацию Людмила Жиленко.
То, что территория интересна застройщикам, подтвердила и её коллега:
— 60% из оставшихся домов ИЖС (индивидуальная жилая застройка) построены в 40-60-х годах. В военное и послевоенное время, представляете? Они не узаконивались, стоят в ужасном состоянии. Когда мы подняли аэросъемку, то увидели, что территория много где освобождена под застройку. Инвесторы заинтересованы в ней, она должна развиваться. А некоторые жители согласны продавать свои участки, — выступила начальник отдела департамента архитектуры Марина Гребенщикова.
Мнение депутатов муниципалитета
— Во всех городах стараются реновацию проводить. Проще смириться и продать участки, — высказался депутат Константин Шлапак. — Иначе построят, и останешься со своим участком среди трёх башен.
— Ведь это не единственный у нас квартал. Если хотим развиваться, нужно осознанно идти до конца, несмотря на трудный и склочный путь. Уже нельзя что-то отыграть назад, — добавил депутат Сергей Смоленский. — Альтернатива либо с компенсациями решать, либо идти до конца по Ж.1.
Мнение архитектора
На комиссии присутствовал проектировщик благоустройства Павловской рощи в Дзержинском районе Ярославля Павел Гребенщиков. Позже в интервью 76.RU он высказал своё мнение о происходящем на Суздалке.
— Цель этой планировки территории — определить, как дальше развиваться микрорайону или кварталу. Это документация о том, каким должен быть город в перспективе. В этом проекте было размещено достаточно много социальных учреждений, которые на месте нынешних ИЖС разместить нереально. Отсюда, возможно, недовольство жителей, дома которых попали под место будущего размещения школы. Это не значит, что завтра они потеряют эту землю. Это значит, что город наметил план строительства. Когда он будет приближаться к реализации, эти участки будут по согласованной с собственниками и рынком цене выкупаться. Принудительного изъятия здесь не предусмотрено. Люди, возможно, не совсем четко понимают, что такое градостроительная документация.
В идеале для этого микрорайона нужно иметь свободные участки, где было бы можно с легкостью разместить детский садик. Но мы попали в своего рода безвыходную ситуацию. Без детских садов планировку выполнять нельзя, но и свободных территорий тут нет.
Если ставить вопрос, застраивать территорию или нет, я однозначно за строительство. Частный сектор для данной территории уже не актуален, он уже окружён высотной застройкой. Другой вопрос к проекту, в котором не до конца систематизирована и гармонизирована застройка. Сейчас она в районе хаотичная и случайная, нет системного подхода, чтобы формировалась перспектива улиц, таких как Суздальское шоссе, Ньютона.
Что имеем и что дальше
В сентябре проведут публичные слушания, на которых ещё можно попробовать внести предложение о пересмотре проекта планировки микрорайона на Суздалке.
В районе выданы и действуют 7 разрешений на строительство новых высотных домов, которое, вероятно, начнется в скором времени.
Жители частных домов могут через суд узаконить одноэтажную застройку своего участка. И застроить его в дальнейшем будет уже сложно.
Школа и детский сад нарисованы только на бумаге. Перспектива их строительства туманна — нет свободных участков под них.
Вывода в этой истории пока нет. Сейчас мы видим, что за конфликтом жителей скрывается туманное будущее всего микрорайона. Есть проект, к нему есть вопросы. Есть сотни жителей с разными интересами. За многоэтажки — утвержденные градостроительные документы, на сторону жителей частного сектора может встать суд. Получается, по закону оказываются правы все. И это заводит в тупик перспективу развития района, за которую ратовали власти, принимая проект с высотками.