Месяц назад в Ярославской области вызвало резонанс происшествие в детском лагере «Орленок» в Борисоглебском районе. В два часа ночи 6 июля на его территорию приехала шумная компания — как выяснилось позже, жителей одного из окрестных поселков. Пятеро мужчин с настроем «повеселиться» ворвались в открытые ворота лагеря. Тогда сотрудники рассказали, что незваные гости ходили в палаты к девочкам. А еще они уверяли, что слышали звуки стрельбы.
Руководство лагеря тогда решило не выносить сор из избы, а потому писать заявление в полицию они не стали. История получила огласку после того, как сами мужчины, которые заявились в лагерь, написали заявление. У них возникли претензии к вожатым, которые изуродовали их легковушку, обкидав ее камнями. Вожатые же уверяли, что кидали камни и палки в сторону горящих фар, чтобы выгнать незваных гостей, так как кроме них из взрослых в лагере были только сторож и женщины-воспитатели. А за детей было страшно. Тогда разбираться в этой истории приехали журналисты 76.RU.
Легко отделались
Сначала полицейские стали разбираться с заявлением владельца машины, который потребовал с вожатых более 200 тысяч рублей. Но после огласки переключились и стали разбираться в том, как в лагерь проникли чужие. К делу подключился и Следственный комитет.
— В результате проведенной проверки установлено, что противоправных действий данными гражданами (мужчинами, которые ворвались в лагерь. — Прим. ред.) в отношении несовершеннолетних, отдыхавших в лагере, не совершалось, — сообщили в Управлении МВД России по Ярославской области.
Однако компании всё же грозит наказание в виде штрафа от 500 до 1000 рублей или административного ареста сроком до 15 суток. Также сотрудники МВД внесли руководству «Орленка» представление об установке дополнительного освещения и камер видеонаблюдения.
Следственный комитет еще продолжает расследовать уголовное дело в отношении руководства лагеря.
«Требую ужесточить наказание»
Тем временем свою собственную проверку провел детский омбудсмен. Он не понимает, как так вышло, что ночные дебоширы так легко отделались после того, что натворили.
— Вопросов у нас много, — заявил уполномоченный по правам ребенка в Ярославской области Михаил Крупин. — Больше всего удивляет ситуация, что пятеро взрослых мужчин в нетрезвом состоянии заходят ночью в корпуса, где отдыхают обнаженные дети, а в итоге заводят дело за мелкое хулиганство. Если спросить у людей, зачем ночью пьяные мужчины врываются в палаты к девочкам 14–16 лет, которые спят в нижнем белье, я думаю, почти у всех возникнет одна и та же ассоциация. Поэтому я направил в полицию и Следственный комитет свое заключение с требованием переквалифицировать дело в отношении этих лиц. Они должны нести ответственность, предусмотренную уголовно-процессуальным законодательством.
Что будет с вожатыми
Что касается вожатых, которых ворвавшиеся в лагерь мужчины обвинили в порче имущества, то проверка по их проступку всё еще продолжается.
— В настоящее время уточняется ущерб, — уточнили в полиции.
Вожатые пытались доказать, что у них не было цели изуродовать машину, мол, это была самооборона. Но, говорят, полицейские их не услышали.
— Когда нас опрашивали, мы говорили об этом, но в протокол почему-то это не вписывают, — уверяют они. — Вписывали только, что «факт кидания камнями в машину подтверждают». А когда мы говорим про хлопки, то полицейские надсмехались: «А если я сейчас в ладоши похлопаю, вы тоже скажете, что я стреляю?»
Сами полицейские, которые опрашивали вожатых и детей, отдыхающих в «Орленке», с журналистами 76.RU говорить отказались, сославшись на то, что не уполномочены говорить с прессой.
А как у других
Бывалые сотрудники лагерей говорят, что такие случаи в наши дни — редкость. Они уверяют, что времена, когда потусоваться приходят непрошеные гости из ближайших сёл и деревень, — это пережиток «нулевых» и «десятых» годов.
— Когда-то раньше это было нормальным явлением: чужаки в лагерь ходили толпами, а теперь — нет, — вспоминает организатор лагеря «Молодая гвардия» (работает в лагерях 15 лет) Дмитрий Рыбаков. — И на дискотеки приходили местные, и ночью в гости заглядывали. Сейчас с этим строго — посторонним вход запрещен. Плюс еще и ковид-ограничения наложили отпечаток — стало еще строже. Считаю, что вина руководства «Орленка» в случившемся есть. Должна была быть отработана система реагирования в таких случаях. У нас, например, введена система «Рация». Как только происходит подобное, то идет сообщение по радиосвязи, и все сотрудники тут же мобилизуются. Я работал в «Орленке», там и территория намного меньше, чем у нас. Как можно было такое прозевать? Не исключаю, что подобное произошло из-за того, что «гости» были знакомыми кого-то из вожатых, поэтому их и пропустили как своих.
Также Дмитрий полагает, что вожатые не должны были кидать в машину камнями. А раз уж сделали это, то должны отвечать за свой поступок.
Тех ли наказывают?
Юристы говорят, что это дело неоднозначное по всем параметрам. В первую очередь проблема здесь в том, что в России, по их мнению, не работает институт самообороны.
— С одной стороны, официально не доказано, что ворвавшиеся в лагерь мужчины хотели кого-то изнасиловать, убить или украсть, но с другой — это пять пьяных мужиков с непонятными намерениями без спроса зашли на территорию лагеря и гипотетически угрожали жизни и здоровью отдыхающих в лагере детей, — рассказал юрист Тимур Валияров. — Лично я считаю, что вожатые поступили правильно, обкидав автомобиль незваных гостей камнями, ведь те первые нарушили закон, придя ночью в лагерь. В открытом честном бою вожатых и приезжих силы были бы не равны. Вожатые взвесили силы противника и приняли верное решение.
— Кроме того, автомобиль — это источник повышенной опасности, — добавил председатель центра по защите прав человека, адвокат Алексей Самойлов. — Человек, сидящий за рулем, может просто нажать на газ и нанести серьезные увечья другим. Поэтому вожатые действовали в условиях необходимой обороны.
Также юристы согласились с детским омбудсменом и заявили, что считают наказание для приехавших ночью в лагерь мужчин слишком мягким.
— Я не могу утверждать, что была угроза для детей в лагере или нет, но в любом случае наказания за подобные дела должны быть более суровыми, — уточнил Валияров. — Получается, что любой может прийти в детский сад, школу или, как в этом случае, в лагерь, ходить по палатам, где спят дети, угрожать вожатым и воспитателям, а потом за это заплатить 500 или 1000 рублей. Это смешно. Это получается какой-то экстрим-аттракцион, который стоит так же, как пива попить.
— Эта история представляла с общественной точки зрения наиболее серьезную опасность, чем например акция Pussy Riot с балаклавами в церкви, так как под угрозу были поставлены дети и спокойствие их родителей, — отметил Самойлов. — Но ночные дебоширы, ворвавшиеся в лагерь, отделались небольшими штрафами, а в ситуации с Pussy Riot было полноценное расследование и реальные сроки. Кроме того, их было пятеро, а это группа, и у них был сговор проникнуть в лагерь, а значит, это происшествие необходимо расследовать более подробно и проверять — нет ли состава преступления. Да и они не просто под гитару песни там сидели пели, а дебоширили в прямом смысле этого слова.
Юристы также уточнили, что нужно разобраться, запрещает ли закон неохраняемые лагеря. А поэтому перед тем, как наказывать руководство, нужно выяснить, должна ли была и. о. директора именно в этом случае обеспечивать охрану.
Что произошло — коротко
Во время первой смены в лагере «Орленок» произошло ЧП — туда с целью «повеселиться» ночью приехали пятеро взрослых мужчин. Сотрудники лагеря говорят, что незваные гости ходили в комнаты к девочкам, а также уверяют, что слышали хлопки, похожие на выстрелы. Сами визитеры говорят, что ничего такого они там не делали, а просто ненадолго зашли на территорию лагеря. Вожатые закидали машину приехавших камнями — говорят, ради защиты детей из лагеря и самообороны. Владелец легковушки написал заявление в полицию и требует теперь с них более 200 тысяч рублей за порчу имущества. Ранее мы уже подробно рассказывали эту историю.
Когда эта история получила широкую огласку, из «Орленка» уволили сторожа и внезапно выявили коронавирус у двоих сотрудников, что стало официальным поводом для закрытия лагеря.