В Ярославле следователи начали доследственную проверку по факту гибели 8-летней девочки. Им предстоит выяснить, есть ли в этой трагедии вина врача. Мы восстанавливаем хронологию событий (имена героев публикации изменены по просьбе родителей погибшей девочки).
«Мам, погладь меня»
Нам удалось связаться с семьёй. Мы публикуем историю от первого лица — матери, на глазах которой погибла единственная дочь.
30 декабря
— Вечером 30-го числа она впервые пожаловалась мне на ножку. С утра играла, бегала. А к вечеру: «У меня ножка болит, мам, погладь», — рассказывает мама дочки Ирина.
Температуры у девочки не было.
31 декабря и 1 января
— К вечеру 31-го у Алины поднялась температура. Пик был в ночь с 31-го на 1-е. Утром 1 января мы вызвали скорую, — рассказывает мама. — К девяти утра приехали в детскую поликлинику на Тутаевском шоссе, где у нас взяли анализ крови и сделали рентген тазобедренного сустава. Анализ крови показал снижение показателей, рентген — жидкость в суставе. Во время приёма у врача у неё пошла сыпь: пятна появились на подмышках, глазах, в паху. Нам поставили диагноз — артрит тазобедренного сустава и аллергию. Но Алина была неаллергичным ребёнком, никогда до этого ни на что у неё сыпи не было.
«Сердце не выдержало»
Родителям предложили оставить ребёнка в стационаре с диагнозом — артрит.
— Мы с мужем спросили, чем чреват этот диагноз? Будут ли осложнения? Сможет ли Алинка заниматься хореографией дальше, — продолжает Ирина. — Врач успокоила — воспаление снимется, и всё пройдёт. Ответили, что можно вылечить в домашних условиях. Выписали жаропонижающий и обезболивающий «Нурофен», спрей в горлышко прыскать и таблетки от аллергии. И через неделю велели сделать УЗИ сустава. В больнице мы пробыли часов до двух дня. Ребёнок устал, измучился.
С выписанным набором лекарств и отказом от стационара семья поехала домой.
Вечер 1 января
— Отдохнув дома, Алина будто стала лучше себя чувствовать. Поела, поиграла немного. А потом ей резко стало хуже. Цвет лица стал синюшненький. Температуру измерили — 35 с небольшим, ручки холодные были. Снова вызвали скорую, которую прождали ещё почти два часа, а ребёнок в это время синел. Мы не знали, что делать, — рыдает Ирина. — Второй раз, когда приехали на скорой в поликлинику, нам замерили количество кислорода в крови. Анализ показал что-то очень низкое, почти нереальное. Врачи решили, что аппарат сломан. И ушли, оставив нас сидеть в приёмном покое, закрывшись у себя в комнате. Мы просидели там ещё почти два часа, пока муж не закричал! У Алины начали щёчки синеть, губки. Она стала задыхаться. Спустя два часа пустого сидения на лавочке и наших криков, её увезли в реанимацию, сказав нам, что уже поздно.
Ещё через 1,5 часа родители сами поднялись к реанимации, чтобы узнать хоть какие-то новости. Врачи их встретили с жуткими словами: девочка скончалась, её сердце не выдержало.
После вскрытия, говорит мама, доктора назвали диагноз — менингококковая инфекция. Та самая, которая за считанные дни уносит жизнь человека, если не распознать её сразу.
«Мама отказалась от госпитализации»
Медики сочувствуют маме и папе девочки, но свою вину отрицают. У них есть свой взгляд на случившееся.
— Факт смерти ребенка подтверждаем, — говорят в департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области. — Действительно было обращение в приёмный покой детской областной больницы 1 января 2019 года. Было проведено обследование ребёнка, была рекомендована госпитализация, но законный представитель ребенка отказался от госпитализации, подписав официальный отказ. В последующем ребенок был доставлен машиной скорой помощи с резким ухудшением в критическом состоянии. Сейчас департамент здравоохранения и фармации ведет проверку по этому делу. Если вина врача будет доказана, то он будет наказан по закону.
Вероятно, к разбирательствам подключится и прокуратура — туда безутешные родители готовят заявление.
Редакция 76.RU выражает соболезнования родным и близким погибшей девочки.
Тем временем среди родителей учеников 10-й школы, где в 1-м «Б» училась Алина, поднялась паника. Они переживают, что в учебном заведении вирус может поразить и других детей. Но директор школы и медики успокаивают — нет повода для волнений.
Менингококковая инфекция — заболевание, вызываемое бактерией Neisseria meningitidis. Существует 12 её разновидностей, шесть из которых вызывают тяжёлые формы протекания инфекции. Передаётся от человека к человеку воздушно-капельным путём. Чаще всего ею болеют дети, взрослые могут являться переносчиками инфекции. Инкубационный период составляет от 2 до 10 дней. При генерализированной форме течения инфекции бактерии разносятся по организму с током крови, проникают в кожу, почки, надпочечники, легкие, ткани сердца, оболочки головного мозга. Размножение и гибель менингококков приводит к выбросу эндотоксина — ядовитого продукта распада бактерий. Он разрушает стенки сосудов, отчего образуются кровоизлияния, которые выглядят сначала как сыпь (экзантема) — красноватые точки на коже или энантема — такие же высыпания на слизистых полости рта, носоглотки, иногда глаз, а затем принимают типичный вид геморрагической (от темно-красной до черной) сыпи размером от точек до обширных некрозов (отмирания) участков кожи. Этот же бактериальный токсин приводит к развитию отека мозга, кровоизлияниям во внутренние органы. Смертность при такой форме течения болезни, по разным данным, 50–70%.