Пройти спокойно мимо этого здания на улице Советской, 15 мало у кого получается. Все-таки режет глаз, когда шагаешь по центру Ярославля, в паре сотен метров от областного правительства и мэрии, и вдруг видишь это.
Это объект культурного наследия «Дом жилой Коковцевых — Лопатиных», конца XVIII — середины XIX века, от которого отваливаются куски штукатурки, а в своде арки торчат деревянные доски перекрытий. Распахнутые разбитые окна, трещины и запустение на центральной улице города смотрятся вызывающе.
Но взывать к ответственности за судьбу и состояние этого здания некому и не к кому. В декабре 2012 года дом признали аварийным, требующим реконструкции и расселения до 31 августа 2025 года. Но главное в этой истории то, что это многоквартирный жилой дом, принадлежащий жителям города. Регалии здания в этом случае сыграли с жильцами злую шутку.
Кто должен восстанавливать и беречь дом-памятник? Власти или жильцы? Что делают и те, и другие, пока дом разрушается на глазах? В этой истории невозможно занять чью-либо сторону, и сейчас объясним почему.
«Не шатайте трубу на чердаке. Сыпется потолок»
Половина здания находится в полностью запустелом состоянии, в ней никто не живет. Вход в жилую часть дома находится в той самой арке, своды которой, кажется, могут рухнуть в любой момент.
В жилой части здания на двух этажах расположено восемь квартир, одна из которых (№ 5) принадлежит мэрии Ярославля, все остальные — частным собственникам. Большую часть квартир собственники отремонтировали и сдают.
Когда оказываешься внутри, совершенно не ожидаешь увидеть перед собой чистый ухоженный подъезд. Даже деревянные лестницы не скрипят.
На верхнем этаже подъезд выглядит хуже, но тоже ничего.
Мы позвонили в несколько квартир. В одной из них с нами отказались разговаривать. Во всех остальных, где открыли, люди арендуют жилье.
— Эту квартиру сдавали за 24 тысячи рублей, но мне по знакомству сдали дешевле, — рассказала студентка Анастасия. — Это «двушка» с хорошим ремонтом. Здесь только вода ржавая течет, и мыши бегают. А так мне нравится этот дом, тоже переживаю за его судьбу.
По соседству семья с ребенком и собакой снимает «однушку».
— Вам здесь не страшно? Дом-то аварийный, — спрашиваю.
— Мне? Нет. Квартира под сдачу делалась, светлая, хорошая. Живем в центре, — поделилась женщина, придерживая большого белого пса, который был рад, увидев гостей.
В старом доме толстые стены, соседи друг друга не слышат, но чувствуют:
— Когда стиральную машину включаешь, весь пол трясется вместе с ней, — добавила она.
Почему никто ничего не делает
В обычной ситуации это было бы аварийное здание, в котором жильцы ждут расселения. Но в этом случае у аварийного дома есть статус объекта культурного наследия, что обязывает собственников содержать его. И пока дом не расселили, власти пытаются обязать собственников провести работы по консервации аварийной части здания. Сложно представить, сколько это стоит.
— Подготовлен иск о понуждении собственников выполнить консервационные работы на данном объекте культурного наследия. В настоящее время устанавливаются места фактического проживания собственников для направления иска, — ответили в департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области.
В мэрии Ярославля тоже пытаются выйти на связь с собственниками — приглашают людей на собрание жильцов в районную администрацию. Правда, безуспешно.
— Территориальной администрацией ведется работа с собственниками помещений по проведению противоаварийных работ, ограждению опасных участков, а также ведется мониторинг состояния фасада здания с ограждением стены сигнальной лентой. Собрание состоялось, собственники не прониклись данным вопросом, — сообщил глава Кировского и Ленинского районов Ярославля Александр Трудоношин.
В настоящее время у здания нет управляющей компании, оно не входит в региональную программу Фонда капремонта. Расселить его власти попытаются в 2024 году. А до этого времени — собственники будут зарабатывать на сдаче квартир в аренду, власти — будут пытаться обязать людей ремонтировать здание.