Власти Ярославля рассказали, что получили за продажу земли троллейбусного депо на Горвалу. Соглашение по этому вопросу было подписано в 2019 году тремя сторонами: предприятием «Яргорэлектротранс», к имуществу которого и относилось депо, со стороны мэрии подпись ставил руководитель комитета по управлению муниципальным имуществом, последний участник — застройщик «Перспектива» (дочерняя компания девелопера 3-RED).
Вся суть заключалась в том, чтобы отдать землю подмосковному застройщику под возведение ЖК. А за деньги от продажи помочь «Яргорэлектротрансу» получить выгоду для города. Девелопер должен был купить новую тяговую подстанцию для питания троллейбусной сети в центре, создать проект пристройки к школе в центре, предоставить жилье для города и деньги на покупку новых троллейбусов. Кроме того, власти собирались перевести часть троллейбусов из бывшего депо на Горвалу в трамвайное депо на Ленинградском проспекте, так как для троллейбусов в городе в итоге осталось только одно депо на улице Гагарина — из него до своих маршрутов транспорт ездит вхолостую, тратя кучу электроэнергии, которую «Яргорэлектротрансу» надо оплачивать.
Между тем недавно один из жителей Ярославля написал руководителю СК России Александру Бастрыкину, что обещанного город так и не получил. Глава СК потребовал провести проверку. А мы запросили у мэрии Ярославля информацию о реализации пунктов соглашения. И вот что нам ответили.
Новая тяговая подстанция — исполненное обещание
Среди обещаний застройщика была и установка новой тяговой подстанции для питания контактной сети троллейбусов. Старая подстанция была построена в 1949 году и на 2019 год уже находилась в аварийном состоянии. Собственно, этот аргумент и использовали власти, продвигая идею продажи депо, мол, замена подстанции дело нужное и крайне дорогое. Это обязательство инвестор выполнил — купили подстанцию за 50 миллионов (закладывали на нее 80–90 миллионов рублей).
Троллейбусного депо на Ленинградском проспекте не будет
Переделать трамвайное депо на Ленинградском проспекте для стоянки троллейбусов собирались к июню 2021 года. Для этого из бюджета выделили 35 миллионов 448 тысяч рублей. Провели аукцион на выбор подрядчика для выполнения работ — им стала компания «Брянскагропромпроект». Только она в итоге лишь очистила площадку от всего лишнего, а к оборудованию новых мест для троллейбусов так и не приступила. Причиной стало то, что в России резко выросли цены на строительные материалы, и компания заявила о невозможности выполнить обустройство цеха под троллейбусы. Мэрия расторгла контракт с компанией, выплатив деньги за фактически выполненные работы.
В марте 2022 года власти сообщили, что скорректируют проектно-сметную документацию и собираются найти нового подрядчика. Но этого так и не произошло. На сегодняшний день чиновники нашли оправдание:
— В настоящее время площадей и мощностей троллейбусного депо на улице Гагарина, 61 достаточно для размещения и обслуживания подвижного состава, — ответил нашему порталу председатель комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии Ярославля Денис Пуговишников.
Что с квартирами
Чиновники озвучивали, что застройщик передаст городу 1320 квадратных метров жилых помещений и 75 квадратных метров нежилых площадей. Позже было озвучено, что обещания перевели в рубли — 14 миллионов. В текущих ценах — это две «однушки» в комплексе. Сейчас мэрия прислала ответ опять в метрах:
— В настоящий момент в рамках частичной реализации соглашения в собственность города Ярославля переданы девять квартир площадью 462,9 квадратного метра и нежилое помещение площадью 53,1 квадратного метра, расположенные по адресу Городской вал, 15, корпус 1.
По этому адресу располагается новый ЖК «Сердце Ярославля», который построили на месте снесенного троллейбусного депо.
— Срок реализации соглашения составляет пять лет. После введения в 2024 году второй очереди инвестиционных объектов в собственность Ярославля будут переданы остальные жилые и нежилые помещения, — добавили в КУМИ.
Получается, что этот пункт соглашения всё же удалось реализовать на более выгодных для города условиях: метры — не рубли.
Вместо 10 троллейбусов — четыре. Да и те в лизинг
Покупка новых троллейбусов для Ярославля была частью инвестиционного соглашения. Изначально за вырученные деньги планировали купить 10 троллейбусов. Было время, что пытались замахнуться на 20 штук, попав в федеральную программу. Но в итоге из-за инфляции денег хватило только на четыре машины. Их в декабре 2022 года должна была поставить вологодская компания «Транс-Альфа». Однако договор она так и не выполнила, пояснив, что из-за санкций нет деталей для сборки. Попытки «ЯрГЭТ» через суд получить транспорт не увенчались успехом.
В итоге последним вариантом стало взять четыре троллейбуса в лизинг. Поставщиком станет ООО «Эксперт Лизинг» из Санкт-Петербурга. Цена контракта — 127,7 миллиона рублей. Изначально планировали потратить около 70–80 миллионов рублей.
Проект пристройки к школе
Также власти озвучивали, что застройщик ЖК на месте снесенного депо должен подготовить проект пристройки к школе № 1 на улице Салтыкова-Щедрина в центре города на 400 мест. Судьба этого пункта неизвестна. По факту пристройки нет. Есть ли проект? Мы уточнили этот вопрос у мэрии. В проекте бюджета Ярославля на 2024-2025 годы строительство пристройки запланировано на 2025 год.
К слову, текст самого соглашения в мэрии засекретили. В городской администрации 76.RU объяснили, что один из пунктов документа подразумевает конфиденциальность. Хотя это странно, учитывая, что всё происходящее касается города, городского имущества, а значит и горожан.
В 2022 году ярославская прокуратура проверила соглашение по депо, но нарушений не нашла. Изменится ли ситуация после требования руководителя СК России перепроверить документ вновь? Мы продолжим следить за этой историей.