Дороги и транспорт Продажа троллейбусного депо «Не были изготовлены из-за санкций»: почему Ярославлю отказали в троллейбусах за снос депо на Горвалу

«Не были изготовлены из-за санкций»: почему Ярославлю отказали в троллейбусах за снос депо на Горвалу

Арбитражный суд выложил объяснение своего решения

Ярославлю отказали в поставке новых троллейбусов за депо на горвалу

На сайте Арбитражного суда Ярославской области появился полный текст решения об отказе в предоставлении Ярославлю троллейбусов за продажу территории депо на Горвалу и об отказе в уплате пени за просрочку поставки этого транспорта.

Такое решение суд принял 19 июля после полугодового рассмотрения дела. Иск в суд в январе 2023 года подало ярославское предприятие «Яргорэлектротранс». Ответчиком стала вологодская компания «Торговый дом «Транс-Альфа». Согласно материалам дела, в 2022 году прошел аукцион по выбору подрядчика на поставку в Ярославль четырех новых низкопольных троллейбусов. Стоимость транспорта составила 57,05 миллиона рублей — это часть денег, которые Ярославль получил от инвестора за передачу территории троллейбусного депо на Горвалу под застройку. Победителем аукциона стал «Торговый дом «Транс-Альфа» из Вологодской области. Договор о доставке троллейбусов ярославцы подписали с ним 6 июля 2022 года. Вологжане должны были передать троллейбусы в течение 90 дней. Но не сделали этого. В итоге сроки немного сдвинули — на 28 ноября 2022 года. Однако и до этой даты «Торговый дом «Транс-Альфа» не выполнил обязательств.

— 28 ноября 2022 года ООО «Торговый дом «ТрансАльфа», сославшись на существенное изменение обстоятельств, предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса РФ, предложило расторгнуть договор. Истец не согласился с предложением ответчика. Указывая на необходимость исполнения обязательств надлежащим образом, истец обратился в суд с исковым заявлением. Ответчик исковые требования не признал, пояснил, что в рассматриваемой ситуации товар не оплачен покупателем, в связи с чем он не имеет права требовать исполнения обязательства в натуре, однако может воспользоваться иными способами защиты, предусмотренными законом. Ответчик является поставщиком, а не производителем транспортных средств. ООО «Торговый Дом «Транс-Альфа» не имеет транспортных средств в наличии. Данные транспортные средства должны были быть изготовлены производителем — АО «Транс-Альфа», однако не были изготовлены в связи с введением санкций, — говорится в решении суда.

В законе прописано, что изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

При этом суд посчитал, что, по статье 463 Гражданского Кодекса РФ, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи. И только если товар уже оплачен (а этого в случае с троллейбусами сделано не было), покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара.

— В настоящем случае товар не оплачен, а потому покупатель не может понудить должника (поставщика) исполнить обязанность по поставке товара в натуре. Покупатель в данном случае может защитить права иным способом, установленным законом. В том числе он имеет право приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение, — сообщил суд.

В начислении пени (1,6 миллиона рублей) за непоставку троллейбусов «Яргорэлектротрансу» также отказали на основании того, что предприятие хотело получить эту выплату за период с 29 ноября по 27 декабря 2022 года (и далее за все дни просрочки). Но суд посчитал, что это незаконно, так как договор действовал только до 28 ноября 2022 года.

— По общему правилу истечение срока действия договора поставки прекращает обязанность поставщика поставлять предусмотренный этим договором товар, а неустойка за недопоставку товара может взыскиваться за период, когда у поставщика существует обязанность допоставить товар. Поскольку требование ответчика о взыскании договорной неустойки заявлено за недопоставку товара за период за пределами срока поставки, указанного в договоре, то правовых оснований для взыскания неустойки за просрочку исполнения обязательств общества по поставке товара не имеется, — объяснил суд.

В Яргорэлектротрансе нашему порталу уже сообщили, что не согласны с решением суда и будут его оспаривать.

Напомним, покупка новых троллейбусов для Ярославля была частью инвестиционного соглашения, которое в 2019 году подписали мэрия города и застройщик. Последний уже почти достроил дома на месте снесенного на улице Городской Вал троллейбусного депо № 1. Изначально речь шла о сумме, на которую город мог бы купить 10 троллейбусов. Но в итоге из-за инфляции денег хватило только на четыре. Каждый новый троллейбус оценивали тогда в 14,3 миллиона рублей.

По условиям контракта, Ярославль должен был еще в декабре 2022 года получить низкопольные троллейбусы, которые способны работать при температуре от -40 до +40 градусов и имеют гарантию не менее чем на 100 тысяч км пробега, а также 12 лет — на отсутствие сквозной коррозии кузова. Транспорт должен был быть не старше 2021 года.

В самом «Торговом доме «Транс-Альфа» нам пояснения о причинах срыва поставок не дали. Между тем в октябре прошлого года главный редактор сайта Transportspb.com Владислав Булгаков пояснил нашему порталу, что срыв сроков поставок случился не только в Ярославле, но и в других городах. По его словам, вологодский завод-изготовитель набрал огромное количество заказов, не рассчитав производственные возможности.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем