
В Ярославле опубликовали кадастровые номера участков и домов, которые в первую очередь попадут под изъятие для строительства Карабулинской развязки. А именно для реализации первого этапа этого проекта — возведения третьего моста через Волгу и подъездов к нему. В список попали территории преимущественно на Тормозном шоссе во Фрунзенском районе и на улице 1-й Шоссейной в Заволжском районе — всего 41 участок и 25 зданий. И если на Тормозном шоссе находятся в основном производственные площадки и объекты, то на 1-й Шоссейной — частные жилые дома. Мы прошлись по улице, которой, возможно, скоро не будет. И поговорили с ее жителями о том, с какими мыслями они ждут выселения.

«Здесь хорошо, всё родное!»
Вся улица 1-я Шоссейная — это частный сектор на окраине Заволжского района. Здесь соседствуют старые деревянные дома и современные кирпичные коттеджи. Кое-где нет даже заборов. Ощущение, что ты в деревне. Тишину улицы порой нарушает только лай собак, которые бегают здесь совершенно свободно.

Правда, это умиротворение только внешнее. На самом деле жители большинства здешних домов уже потеряли всякий покой — из-за планов властей по сносу их имущества ради дороги.
Звоним в дом № 8 — он открывает список подлежащих изъятию на этой улице. Через несколько минут за забором появляется пожилая женщина с палочкой и в куртке, накинутой на домашний халат. Представляется нам Галиной Николаевной. Ей 89 лет.

— О том, что нас хотят сносить, мы узнали из интернета. Конкретно ко мне никто не приходил. Конечно, жалко уезжать отсюда. А что делать? Раз надо, значит надо, — в глазах старушки появляется тоска. — У нас с сыном еще в городе есть квартира. Но там пятый этаж. Я туда не забираюсь, поэтому тут живу. А здесь хорошо, всё родное! Живу тут с 1938 года. У меня на участке четыре яблони, много вишен, слив, клубника. Надеюсь, что всё еще изменится.
Дом привозили из Мологи
Соседи Галины Николаевны тоже в шоке от того, что у них могут забрать дома и земли. Но относятся к этому не так смиренно. Ирина Юрьевна из дома № 10 ведет нас на экскурсию по своему участку.
— Этот дом родители моего мужа привезли из Мологи. Мы его отделали. Сейчас газ проведен. На участке и баня, и беседка построены — всё муж с сыном делали своими руками. Огурцы выращиваем и всё остальное, — рассказывает она. — Мы не хотим отсюда уезжать, нас здесь всё устраивает. Сколько трудов и денег вложено! И место хорошее! До слез! С нами никто не советовался, а мы против!
Молога — затопленный ради создания Рыбинского водохранилища город в Ярославской области. Время от времени остатки города появляются из воды.

Власти обещают, что по рыночной стоимости оценят всё изымаемое имущество и выплатят соответствующие суммы. Ирина Юрьевна говорит, что если придется съезжать, то они хотели бы жить где-то рядом с этим местом. И обязательно получить участок, равноценный своему. Но пока даже думать о том, что до этого дойдет, люди не хотят.

«Ой, а что, уже изымать пришли?»
Ирина Юрьевна повела нас к своим соседям из дома № 11. Там живет супружеская пара, которая переехала сюда только в позапрошлом году из Вологодской области.
— Татьяна! — заглядывает она в дом к соседям.
Вместо соседки выходит ее муж — Владимир.
— Мы ушли на пенсию, решили перебраться в Ярославскую область — поближе к дочери, которая тут живет. Купили этот дом с участком, — рассказал он. — И сейчас нам опять другое жилье искать? Много уже всего здесь сделали — дом обшили, плитку положили, деревья посадили. Планов еще много. Но сейчас, наверное, придется приостановить, потому что непонятно, чего ждать дальше.

В момент нашей беседы домой возвращается и сама Татьяна.
— Ой, а что, уже изымать пришли? — пугается она.
Все грустно посмеялись.
«Мы против!»
Мнение о том, что власти, прежде чем принимать решение, должны были посоветоваться с людьми — в каждом нашем диалоге с жителями.
— Мы против! Куда нам ехать? Мы здесь уже с 30 лет живем. В другом месте нельзя, что ли, дорогу провести? Людей бы собрали, поговорили! — говорит жительница еще одного дома на 1-й Шоссейной Алевтина Ефременко.

Единственное, что успокаивает людей — отсутствие у властей денег на грандиозный проект. Формально договоренности с федеральным центром о финансировании строительства третьего моста есть, но окончательных решений о выделении сумм всё еще нет. Жители надеются, что, возможно, планы чиновников поменяются или хотя бы отсрочатся.

Напомним, 1 декабря 2022 года правительство Ярославской области представило предпроект Карабулинской развязки с третьим мостом через Волгу. Его разработкой занималась московская компания «Институт Гипростроймост». Подрядчик выполнил ценовой и технологический аудит будущего строительства, а также предложил трассу прохождения будущей дороги. На основании этих разработок предстоит выполнить непосредственно проект развязки. Его предварительная стоимость — 1,5 миллиарда рублей. Предполагаемая стоимость всего строительства — 61 миллиард рублей.
Мы публиковали список из 144 участков, которые планируют изъять у собственников для строительства Карабулинской развязки.