Ситуация с объявлением спецоперации, а потом и частичной мобилизации волнует сейчас каждого россиянина. Для многих то, что раньше казалось важным, ушло на второй план, появились новые приоритеты. Мы узнали, изменилась ли ситуация в ярославской индустрии красоты. Начали ли девушки и женщины экономить на бьюти-услугах или по-прежнему ходят на ноготочки и реснички? Есть ли проблемы у самих мастеров? Ведь в этой сфере занято очень много работников, а клиентов у них еще больше.
Визажист Ирина Кунаева: «Клиентов нет от слова "совсем"»
— В этом году клиентов значительно меньше, чем в прошлом. Если прошлым летом в очередь стояли выпускники, мы работали с 4 утра до 18 вечера, то в этом году их было очень мало. Невест тоже мало. В основном люди говорили, что скромненько посидят. Но тем не менее народ летом был. Сейчас у меня клиентов нет от слова «совсем». Как только объявили мобилизацию, сразу начали отменяться записи. Люди говорили: «Ой, я юбилей в этом году праздновать не буду. Мало ли что дальше будет», «Я работаю в МЧС, у нас приезжают беженцы, я никуда не иду». У кого-то из-за сложившейся ситуации переносили или отменяли мероприятия. В это время у меня в предыдущие годы обычно уже начинались записи на Новый год, сейчас все отказываются, переносят. Я понимаю, что в нынешней ситуации без меня можно обойтись — накраситься самостоятельно. Наверняка многие откажутся от депиляции, чтобы сэкономить, будут пользоваться дома станком. А вот ногти и ресницы, как я знаю, девочки пока продолжают делать. У меня сестра занимается ресницами и бровями. Многие уже привыкли к ресницам и не представляют себя без них.
Еще одна проблема — из-за санкций ушло много производителей, брендов, которые делали косметику премиум-класса, люксовую. Мы были вынуждены перейти на косметику более дешевого сегмента. Пытаемся выявить недорогие продукты, которые могут заменить те же Estee Lauder, Anastasia Beverly Hills. И к счастью, находим много стоящих, недорогих производителей — и наших, и белорусских. У нас есть топовые визажисты, которые производят собственную косметику.
Что дальше? Макияж я не брошу, потому что это мое хобби, моя любовь. Я сейчас даже бесплатно приглашаю девчонок, чтобы подбодрить. Но если совсем никто не будет ходить, пойду, наверное, в сферу запчастей, автомобилей, в которых я разбираюсь. Я до объявления спецоперации и ввода санкций работала торговым представителем компании «Шелл», занималась моторными маслами. Компания ушла с российского рынка, нас сократили.
Александра Самошкина, мастер по маникюру: «Дизайн с буквой Z не востребован»
— Конечно, ситуация отразилась на сфере. Но, наверное, больше на мастерах, чем на клиентах. Не скажу, что клиенток стало меньше. Женщины как ходили, так и ходят на маникюр. Даже учитывая, что цены на услуги повысились из-за подорожания расходников и материалов. Агрессивный дизайн не заказывают, с буквой Z тоже.
«Видимо, сейчас женщинам хочется хоть капельку красоты и спокойствия»
Поэтому больше предпочитают спокойный дизайн. Разговоры о политике тоже стараемся с клиентками не вести. Но после объявления мобилизации многие спрашивали, не собираюсь ли я уезжать. Потому что некоторые мастера с семьями покинули Россию. Есть мастера и клиенты, которые взяли паузу, чтобы прийти в себя.
Серьезного дефицита расходников и материалов сейчас нет. В феврале-марте поставщики подняли на них цены, но сейчас уже даже немного снизили. Конечно, некоторые марки ушли или сильно подорожали. На замену им пришли другие — причем не в ущерб качеству. Это мы ответственно заявляем, потому что понимаем, что, если начнутся проблемы с качеством, клиенты к нам просто не вернутся.
Елена Бычкова, мастер перманентного макияжа: «Переживаю за будущее работы»
— Благодаря тому что у меня большой спектр услуг — перманентный макияж, наращивание и ламинирование ресниц, окрашивание бровей, удаление татуажа, — клиенты есть. Чувствуется, что многие переживают из-за ситуации, но экономить на процедурах пока не начали. Правда, я столкнулась с подорожанием материалов на 30–50%. Чтобы не поднимать на столько же ценник для клиентов, перешла на более дешевую одноразовую продукцию — простыни, перчатки, салфетки. Конечно, переживаю за будущее своей работы.
Наталия Александрова, мастер по наращиванию ресниц студии Lash Club: «Дикий скачок цен»
— Главная сложность, с которой мы столкнулись в период с февраля по настоящее время, — это дикий скачок курса доллара в конце февраля — начале марта. Абсолютно все поставщики материалов 28 февраля прислали информационные письма с оповещением, что с 1 марта (то есть со следующего дня) произойдет рост цен на 30–50%. У мастеров и салонов были ровно сутки, чтобы обеспечить себя запасами материалов. У кого-то были большие остатки и необходимости закупать не было, кто-то «подсуетился» и закупил, кто-то не среагировал, но с 1 марта цены выросли ровно на 50%. Естественно, это повлекло рост цен на услуги.
Если говорить о количестве клиентов, то незначительная часть клиентской базы ушла к мастерам с более низким прайсом, но одновременно с этим пришли новые клиенты. То есть в целом у меня число клиентов не снизилось. Но я допускаю, что рынок услуг может среагировать не так быстро, не исключаю, что «проседать» мы начнем чуть позже. Будем смотреть, что будет в ноябре-январе и ближе к весне.