На лавочке шумной остановки в Брагино уже несколько дней сидит мужчина с загипсованной ногой. С остановки он не уходит — идти некуда. Кто-то из местных приносит ему горячий чай, а кто-то вызывает полицию.
Мы приехали к Сергею Челнокову и поговорили о том, почему он оказался прикованным к остановке общественного транспорта и как вообще лишился дома.
Потерял дом при пожаре
История Сергея началась в 2016 году. Правда, тогда бомжом он еще не был. Жил в Гаврилов-Ямском районе, работал то строителем, то сельхозрабочим. Тогда у него был деревянный дом, доставшийся от бабушки.
— Дом был старый, до революции там поп жил. Потом мои бабушка с дедом его выкупили у совхоза, но документы никакие не оформили. В какой-то день у нас вырубило электричество в деревне, я затопил печь. Затопил, видимо, очень сильно, начался пожар, — вспоминает Сергей.
Вместе с домом сгорели всё имущество и документы. Мужчина обратился за помощью в местную администрацию и совхоз.
— Я раньше работал в совхозе, только перед пожаром уволился. В совхозе сказали, что муниципалитет обязан предоставить жилье какое-то, а в муниципалитете — что пусть совхоз предоставит. В итоге никто ничего не предоставил. Дали две тысячи. Я на них паспорт восстановил.
Ушел от брата, чтобы не мешать
Погорельца приютил брат-инвалид, который снимал комнату на окраине Ярославля. Вместе с родственником Сергей жил всю зиму. С приходом тепла нашел работу и съехал, чтобы не мешать брату.
— Брату и так тяжело. Я устроился ночным грузчиком на овощебазе в Брагино, тогда начал выпивать. По ночам работал, а днем начал бомжевать. Потом у меня украли куртку вместе с паспортом. Я начал жить в домах трудолюбия. Там хорошо. Работаешь, а тебе еще и процент в зарплату идет. Так и прошло три года, — объясняет Сергей.
Несколько лет перебивался без паспорта. Собирал металлические банки по помойкам, летом жил с другими бомжами в палатке. Зимой спал под тепловой пушкой у местной пивнухи. Оттуда несколько дней назад Сергея прогнали жильцы ближайших домов.
— Жильцы против. Говорили, что изобьют. Мне обещали очки разбить. Друга побили, — вздыхает бездомный.
Легче забыть, что было
Прикованным к брагинской остановке Сергей оказался случайно. Несколько дней назад он поскользнулся и упал. Сломал ногу и ребро. Люди вызвали бездомному скорую, в травмпункте ее загипсовали.
Мы позвонили в администрацию Гаврилов-Ямского района, чтобы узнать про историю Сергея подробнее.
— Я вам ничего не могу сказать. Это надо смотреть документы. Что узнать-то вы хотите? Если ему что-то не дали, значит, он не имел на это права. Пишите, что хотите. Я вам ничего комментировать не буду. Это было шесть лет назад. Вы бы еще спросили о том, что было десять лет назад, — сказали в администрации района.
Обработке не подлежит
После этого мы обратились к уполномоченному по правам человека в Ярославской области. Сергей Бабуркин сказал, что нужно связаться с пунктом временного содержания. Мы поговорили и с его работниками. Женщина на другом конце провода расспросила нас о бездомном.
— Нога сломана? Тут недавно морозы были. Как хоть он на остановке-то? — сочувственным голосом сказала она. — Мужчину должны осмотреть наши врачи. Правда, они пока не могут. Ему надо сдать тест на коронавирус и сделать флюорографию. Мы бездомного на своих машинах не можем отвезти, они обработке не подлежат.