В столице «Золотого кольца» грядут большие перемены – в Ярославле масштабно реконструируют зону ЮНЕСКО. Сможем ли мы заявить о себе, как о современном городе парков и развлечений? Да так, чтобы столичный парк Горького нам завидовал? 76.ru побеседовал с градозащитницей, членом общественного совета при департаменте Охраны объектов культурного наследия Еленой Богдановой, которая назвала самые несправедливо позабытые и запущенные места Ярославля, а также объяснила, почему в нашем городе будет лишним гигантское колесо обозрения.
Зона ЮНЕСКО: изменять или оставить?
Памятники истории и культуры оберегаются целым сводом законов и положений. Однако всегда ли уместны эти законы? Всегда ли необходимо сохранять первозданный вид, например, парков и скверов, которые на сегодняшний день могли бы стать яркими местами притяжения людей, а не только историческими памятниками?
– В Ярославле планируется масштабная реконструкция зоны ЮНЕСКО. Уже появились предварительные планы по Демидовскому скверу. На ваш взгляд, хороши ли эти планы?
– Думаю, что многие гуляющие по скверу ярославцы даже не подозревают о том, насколько ценен он в нашем городе. Демидовский сквер – это памятник садово-паркового искусства. Он имеет оздоровительную, культурно-эстетическую, научно-познавательную и историко-мемориальную ценность. Это памятник природы регионального значения. Кроме того, постановлением администрации Ярославской области сквер является выявленным объектом культурного наследия. Соответственно к памятнику культурного наследия применяются законы, которые запрещают многие работы на этом месте: изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные и хозяйственные. Прописано все до мелочей, даже тот случай, когда граница территории защитной зоны не установлена, тут применяют правило 200 метров от линии общего контура ансамбля, включая парковую территорию. Таким образом, в Демидовском сквере разрешено фактически только сохранять то, что имеется, то есть изменения в планировке, по моему мнению, невозможны. Необходимо выполнить государственную историко-культурную экспертизу; определить границы и предметы охраны Демидовского сквера; утвердить выводы экспертизы; включить памятник в реестр объектов культурного наследия. Большие преображения в сквере нанесут ущерб выявленному объекту культурного наследия. Ведь самое ценное для восприятия объекта культурного наследия – это его панорамы.
– Вы говорите о целом ряде законов в отношение объектов культурного наследия. Однако не являются ли они своего рода преградами для того, чтобы преобразить определенные зоны (как Демидовский сквер) в действительно лучшую сторону? Сделать эти зоны лучше, ярче, интереснее?
– Правила и законы принимаются на основании опыта, часто не очень положительного. Должно всегда действовать правило: семь раз отмерь, один – отрежь! Утраченное наследие не вернёшь. Если говорить о сквере, то он должен восстанавливаться как объект культурного наследия, и все интересные и занимательные площадки на нем должны соответствовать требованиям закона о сохранении наследия.
– Что вы бы восстановили в Ярославле в первую очередь, если бы была такая возможность?
– В первую очередь я бы обратила внимание на объекты, входящие в состав «Ансамбля Ярославской Большой мануфактуры» и «Дом Чарышникова», что на улице Кооперативной, 19 – это памятники федерального значения. Однако если вы прогуляетесь по Петропавловскому парку сейчас, то увидите руины зданий с новенькими табличками «памятник федерального значения». А ведь это здания богадельни, дома управляющего и светлицы для рабочих, которые почти утрачены из-за бездействия собственника. Частично снесли деревья регулярного парка, да и сама территория давно содержится ненадлежащим образом: деревья не обрезаются, пруды заилены, нет урн, скамеек для отдыха, дорожек, освещения. А вы только представьте, каким местом притяжения мог бы быть этот роскошный парк с чистыми прудами, тенистыми деревьями и сохраненными памятниками истории города? В настоящий момент мэр Ярославля Владимир Слепцов обратился в Росимущество с просьбой передать территорию Петропавловского парка и стадиона в муниципальную собственность. Правильное решение! Многие ярославцы готовы принять участие в восстановлении уникального исторического и природного памятника. Поэтому я считаю, что именно этот парк один из многих объектов, которые нуждаются в скорейшем восстановлении.
– Какие культурные объекты Ярославля сегодня находятся в наибольшей опасности?
– Много лет идут судебные тяжбы по застройке возле храма Николы Мокрого на Которосльной набережной. Храм находится в буферной зоне ЮНЕСКО и является выдающейся мировой ценностью. Но его состояние плачевное: штукатурка отошла от стен, «Страшный суд» и другие уникальные фрески могут быть безвозвратно утрачены. Необходимо срочно проводить работы по консервации! При этом, огромная подземная автостоянка в 20 метрах от храма Николы Мокрого угрожает его конструктивным элементам: если изменится гидрологический режим, произойдет смещение грунта, наклонившаяся колокольня храма может обрушиться. Рядом с храмом находится «Ансамбль Ярославской малой мануфактуры» – это объект культурного наследия федерального значения. Здание «Манежа» входит в состав Ансамбля. Многострадальный памятник практически разрушили, чтобы увеличить площадь планируемой рядом застройки жилого дома. Утрачены предметы охраны «Манежа», границы территории не определены. От памятника практически ничего не осталось.
Много возмущений у ярославцев вызывает пристройка к гостинице «Парадная» на площади Челюскинцев, строительство в сквере у Волковского театра, строительство несоразмерного жилого дома на улице Некрасова, строительство кинотеатра в Депутатском переулке. На Первомайском бульваре находится великолепный архитектурный памятник «Усадьба Огняновых». Однако здание находится в частных руках, и собственник уже пристроил к нему флигель. К счастью, ситуацию исправили: департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области обратился в суд с иском обязать собственника снести незаконную надстройку флигеля усадьбы.
– Нужны ли Ярославлю такие нововведения, как новомодные домики-шале в центре города, гигантское колесо обозрения, о котором говорили власти?
– Я считаю, что «шале» на территории Волжской набережной изуродовали ее, исказили восприятие улицы. Стоит прислушаться к мнению профессионалов и очистить набережную. Улица Кирова тоже не стала краше, хотя бы потому, что эти домики заняли огромную ее часть, перекрыв панорамы и виды на исторические здания. С другой стороны, это, конечно, не тканевые палатки.
Колесо обозрения по своим размерам не соответствует требованиям к максимальной высоте объектов капитального строительства на территории исторического центра Ярославля, а это 12 метров (а колесо планируют. – Прим.ред.). Если разместить его за пределами зоны ЮНЕСКО, то и облик города останется историческим, и туристический интерес к Ярославлю подогреется.