2016 год именовали самым сложным для экономики. Власти страны и Ярославской области не раз призывали затянуть пояса потуже, чтобы пережить непростое и небогатое время. Однако слово «кризис», похоже, настолько въелось в наши будни, что сложно вспомнить время, когда бы мы жили без кризиса на дворе. Так, сегодня в Ярославской областной думе директор департамента промышленной политики представляет план, предлагающий конкретные меры по преодолению кризисных явлений в экономике. Насколько кризис реально охватил нас? И когда закончится бедная полоса, 76.ru узнал у экономистов области.
Что нам обещал антикризисный план
Антикризисный план правительства Ярославской области расписали с 2015 до 2017 года. Что уже должно быть сделано?
Заключение соглашений с торговыми сетями с целью сдержать рост цен и увеличить число местных производителей на прилавках (к 30 июня прошлого года).
Субсидии промышленным предприятиям до 10 миллионов в год.
Мобилизация сбора земельного налога и арендных платежей за землю.
Совершенствование системы управления ГУПами и МУПами.
Предоставление госуслуг через Интернет.
Сокращение штата органов местного самоуправления на 10%.
Поддержка малых инновационных предприятий.
Снижение налоговой ставки для упрощенной системы налогообложения.
Господдержка молодых семей в приобретении жилья (260 семей должны получить помощь в течение трех лет).
Итого 79 пунктов для промышленности, сельхоз предприятий и социальной сферы.
«Представленный план направлен на стабилизацию ситуации в экономике и социальной сфере региона, – объяснял председатель правительства области Александр Князьков. – Основные мероприятия ориентированы на активизацию экономического роста, поддержку основных отраслей экономики, обеспечение социальной стабильности. Однако он не является догмой. В нем могут появляться новые пункты и мероприятия по стабилизации ситуации».
Кризис дошел до дна
«Мы сейчас находимся на этапе стагнации – называется депрессия. Когда кризис как падение уже прекратился, и сейчас мы живем в той ситуации, когда легли на дно или около него и будем находиться тут долго, – считает доцент кафедры экономики в ЯрГУ имени Демидова Александр Прохоров. – Нет факторов для повышения экономики, никаких механизмов выхода из кризиса ни правительство, ни бизнес, ни население не предложили. Мы стали беднее, если сравнивать с докрымскими временами, то на 25-30%. И ухудшение качества жизни будет продолжаться. При одном и том же невысоком доходе накопленные ранее активы будут изнашиваться, а денег на покупку новых у населения не будет. То есть, одежда износится, старые машины сломаются, запасы предприятий закончатся. Эта инерция ухудшения уровня жизни продлится еще на несколько лет».
А это значит, что в первую очередь проиграет сфера услуг – начнут закрываться салоны красоты, торговые центры и рестораны. По оценке экономиста, уже сейчас мы опустились к уровню жизни 2005-2006 годов, а дойдем и вовсе к 2001-2002. Правда, ниже уже не упадем.
«За время кризиса будет подниматься сельское хозяйство и промышленность, так как наша страна закрылась для импорта части товаров, нужно обслуживать себя самим, – считает Александр Прохоров. – Будет происходить интенсивное перераспределение денег – работники АПК будут жить лучше, а остальные в такой же степени хуже. Импортозамещение произойдет за счет ухудшения уровня в жизни в целом. Вспомните советские годы: объемы промышленности в стране были огромные, но люди жили бедно. Выгодно, конечно, не импортозамещением заниматься, а чтобы страна вступала на мировой рынок и делала то, что у нас получается лучше».
Правительство: придумали план до 2020
Сегодня в областной думе правительство предложило доработки к антикризисному плану, который продлили аж до 2020 года. Однако, по мнению властей, кризис так долго не затянется, а эти меры нужны для дальнейшего развития.
Да и планы весьма амбициозные. Например, к 2018 году правительство Ярославской области предлагает открыть представительства Ярославии в других регионах страны и за рубежом. Этакие посольства Ярославской области по всей России.
А уже к концу этого года предлагается вновь поднять вопрос о едином транспортно-пересадочном узле на базе аэропорта «Туношна», куда подведут железную дорогу и речной транспорт.