76.ru уже писал, что 2016 год обойдется ярославцам дороже. Первым в списке повышения цен выступил общественный транспорт: мэрия Ярославля заявила о росте тарифов на городские маршруты. А ведь это касается всех – на то транспорт и общественный.
И вот с 23 января проезд в автобусах, трамваях и троллейбусах будет стоить 20 рублей. Но повышение цены проезда в муниципальном транспорте еще не самое страшное. За ним (как, впрочем, и всегда) подтянутся цены на маршрутки, на которых ездит большинство ярославцев. Но теперь их уже никто не сможет регулировать. Дело в том, что с 11 января вступил в силу новый федеральный закон №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», который развязал руки частным перевозчикам, разрешив самостоятельно устанавливать цену проезда без искусственных регуляторов в лице департамента транспорта. А ведь маршрутные такси занимают добрую половину транспортных маршрутов города. Значит ли это, что теперь за проезд в одной маршрутке придется отдать 20 рублей, а в другой – все 30? Из чего складывается цена проезда и сколько придется тратить ярославцам на дорогу по городу, узнал 76.ru.
Перевозчики: имеем право на любую цену
Вслед за ценами на городской пассажирский транспорт отозвались и частники, заявив о проезде в маршрутке ценой в 23 рубля. Однако с повышением торопятся не все: кто-то задумался, как бы теперь цены рассчитать, чтобы и пассажира не потерять, и в плюсе остаться.
«Как я считаю, мы имеем право на любую разумную цену, – уверяет руководитель некоммерческого партнерства «Автопарк» Михаил Журавлев. – Большинство перевозчиков определили цену в 23 рубля. Но даже у нас по расчету стоимость проезда в 27–28 рублей. Нам ничего никто не компенсирует. Мы теперь независимы, знаете, как с ценами в магазине – поставщики подняли, исходя из своих критериев, и продукты подорожали. Так и здесь сейчас то же самое будет».
Однако в городской администрации успокаивают – рыночная конкуренция сбавит пыл частых компаний.
«Цена на проезд в маршрутке складывается из спроса, поэтому и называется тариф "нерегулируемый". То есть стоимость проезда будет складываться исходя из платежеспособности населения и спроса на этот маршрут, – объясняет заместитель мэра Ярославля по вопросам социально-экономического развития Игорь Блохин. – Так, если за 30 рублей люди ездить не будут, частной компании придется сделать 25 или еще меньше».
Откуда цены растут?
Любимая причина чиновников и частных перевозчиков – дорожает бензин, казалось бы, должна разбиваться о почти ежедневное падение цены на нефть. Ведь бензин-то не дорожает и даже немного подешевел – аж на целый рубль. Но нашлась другая причина – дорогие автозапчасти на автобусы. Но и тут мимо – добрую половину маршруток по-прежнему составляют отечественные пазики, которые ремонтируют также российскими деталями. Что же послужило адекватной причиной поднятия цены, ни от перевозчиков, ни от чиновников мы услышать не смогли.
«Может быть, этого и не произойдет – подъема цен, – успокаивает заместитель директора департамента энергетики и регулирования тарифов Александр Минькин. – Мало ли чего говорят, нужно экономически обосновывать и рассчитывать любые цены. Так, еще два года назад мы устанавливали верхние границы цен для перевозчиков Ярославля – у кого-то было 15 рублей, у кого-то 18. Но мэрия Ярославля приняла справедливое решение уравнять под единую цену. Сейчас мы продолжим устанавливать предельные тарифы, но только для городского пассажирского транспорта».
Из чего складывается стоимость проезда:
зарплата водителя;
бензин;
амортизация транспорта;
ремонт;
налоги;
внебюджетные отчисления;
прочие расходы.
От редакции: сколько мы ни добивались от чиновников и игроков транспортного рынка ответа на вопрос, почему повышаются цены, мы его так и не получили. Нет, вернее так – адекватного ответа, соответствующего экономическим реалиям. Говорить-то можно много – верить всему не следует. Вот берем комментарий господина Журавлева. Он говорит, что договорились на цене 23 рубля, но цена для них самих – 27–28. Он что – себе в убыток работает? Каждый день из бюджета семьи автобус заправляет? У родителей пенсию отбирает и – на заправку? Смешно.
Идем дальше. Ребята, а вы в курсе про такое изобретение человечества, как двигатели на газе? Я знаю множество примеров, где городской транспорт – и маршрутки, и муниципальные автобусы – работают на газу! Экономия до 40% на топливе. И цена адекватная – точно меньше их 23 рублей. И экология чище. Так почему же наши перевозчики и в лице муниципалов, и в лице частников вместо того, чтобы цивилизовано сокращать издержки в бизнесе и переходить на экологичное и дешевое топливо, вешают свое ярмо затрат на горожан? Ну да, цену поднять гораздо проще, чем установить газовое оборудование. Там поработать надо. А здесь не надо – пусть поработают лишний раз пассажиры.