Корпорации «Золотое кольцо» отказано в разрешении на строительство гостиницы «Rusresorts» на территории объекта всемирного культурного наследия – исторического центра Ярославля.
Поводом для отказа стало отсутствие необходимых документов. В частности, застройщик не смог доказать, что проект гостиницы не нарушает законодательство об охране объектов культурного значения. По закону любой новый объект в охранной зоне должен соответствовать традиционной застройке по высоте, стилю и строительным материалам. Ни то, ни другое, ни третье в проекте «Rusresorts» не учтено.
«В отношении требований к охране объектов культурного наследия никакой экспертизы не проводилось, – говорит директор департамента архитектуры и развития территорий города Павел Пащенко. – Схема, отображающая архитектурные решения, не соответствует требованиям регламентов, установленным Проектом зон охраны объектов культурного наследия. В частности, строительство здания гостиницы не является частью регенерации (воссоздания – Прим. авт.) историко-градостроительной среды».
Начать строительство гостиницы корпорация «Золотое кольцо» грозилась еще в июне прошлого года. Борцы за сохранение культурного наследия высказались резко против строительства и нашли в проекте массу нарушений, которые позволяли говорить о незаконности строительства.
«Огромный массив очень грубо расчлененной монотонной архитектуры, которая практически полностью меняет панораму Волжской набережной, – описывал проект эмиссару ЮНЕСКО председатель Ярославского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Вячеслав Сафронов. – Со стороны Волги появляется огромный силуэт в виде крышки гроба. Не требуется какой-то дополнительной экспертизы, чтобы заметить нарушения регламентов, они видны невооруженным глазом даже непрофессионалу».
Они направили десятки писем и обращений в различные инстанции с требованием не допустить уничтожения самого ценного кусочка Ярославля. Им удалось поднять общество на борьбу за сохранение старого Ярославля, а в этом году свою обеспокоенность по поводу планов строительства выразило и ЮНЕСКО. Впрочем, вряд ли все это могло остановить застройщика и все, скорее всего, прошло бы относительно гладко, но в городе сменилась власть. Новый мэр Евгений Урлашов хорошо знаком с проблемами сохранения культурного наследия и сам, еще будучи депутатом, присутствовал на митингах градозащитников, он же обещал не допускать незаконного строительства. И вот теперь власть произносит то, чего мы так давно от нее не слышали: «Планируемое к строительству здание больше всех соседних зданий, больше Ильинско-Тихоновской церкви и при появлении нового здания остальные здания «исчезнут с горизонта», – сказал Павел Пащенко.
Тем временем корпорация «Золотое кольцо» не намерена отказываться от планов строительства. В интервью «Городскому телеканалу» гендиректор корпорации Игорь Нурмухамедов заявил, что компания планирует устранить замечания и повторно обратиться за разрешением. И власть готова вернуться к его рассмотрению. «Любое решение не окончательно, оно может быть обжаловано в суде. В ином случае застройщик может устранить выявленные нарушения», – сказал Павел Пащенко.
В общем, произошло то, что изначально предлагали градозащитники, и чего так долго противился застройщик, и игнорировали чиновники. «Те доводы, которые приводит Пащенко, совершенно справедливы, и об этом как раз и кричала общественность, писали письма в разные инстанции и в ЮНЕСКО, собирали подписи на митингах и пикетах», – говорит член правления регионального отделения Союза архитекторов России, гражданская активистка Ольга Мазанова.
Однако теперь градозащитники опасаются, что застройщик формально соблюдет все градостроительные регламенты, которые сейчас довольно обтекаемы, и тогда отказать в строительстве будет уже куда сложнее. «Требования действующих регламентов Проекта зон охраны объекта культурного наследия Ярославля, которые записаны в ГПЗУ, не совершенны, – комментирует Ольга Мазанова. – К сожалению, их формальное выполнение не гарантирует выполнения условий режима регенерации. В Ярославле и вообще в России нет законодательства, нет механизма, который бы защищал исторический силуэт, речные панорамы, масштаб города, видовые раскрытия, ландшафт и другое. Исторический центр Ярославля сейчас является федеральным памятникам, но регламенты «достопримечательного места» еще не разработаны».
Гостиница – не единственный проблемный объект, который рвутся построить на Стрелке. Есть еще и колокольня Успенского собора. Ее, в отличие от гостиницы, опрошенный народ поддержал. При этом к ней в любом виде возникает масса претензий со стороны международных экспертов и градозащитников, и здесь есть основания полагать, что ее строительство будет незаконным. И еще, опрос не является юридическим основанием для разрешения строительства. В решении этого вопроса перед мэрией стоит выбор между популизмом и сохранением Ярославля как памятника, ну и, конечно, личной выгодой. Впрочем, и из этой ситуации есть простой и бескровный выход – мораторий на строительство в зоне ЮНЕСКО до появления вменяемого законодательства об охране достопримечательных мест и объектов всемирного культурного наследия. Именно об этом в своих резолюциях говорит Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО.