23 марта в Волковском театре состоится премьера постановки польского режиссера Генриха Барановского по пьесе Шекспира «Буря». В преддверии премьеры прошла встреча с режиссером и актерами, задействованными в спектакле, на которой они раскрыли некоторые из тайн готовящегося представления.
«Буря» еще ни разу не ставилась на сцене Волковского. Так что лауреат премии «Золотая Маска» Генрих Барановский станет своего рода первооткрывателем.
«Буря» была написана Шекспиром в 1611 году. Хотя ее традиционно относят к волшебным пьесам, но создана «Буря» «по мотивам» реального события – кораблекрушения, произошедшего в 1610 году у берегов Бермудских островов, которые у всех народов слыли зачарованными, населенными демонами и таинственными духами. В пьесе Шекспира бывший Миланский герцог и маг Просперо, сосланный на остров, вызывает бурю, в которую попадает корабль его обидчиков, узурпировавших власть в герцогстве. Выброшенные на берег они попадают под воздействие его чар.
Отрицать значение магии в современном мире Барановский не собирается. Однако условия для выживания героев – мага, политэмигранта Просперо и его дочери Миранды – предложит спартанские. Вместо сказки зрителям будет предложена антиутопия.
На роль Просперо приглашен народный артист России Виталий Стужев, который выйдет на сцену впервые за 25 лет. Коварного аборигена Калибана сыграет Юрий Круглов. Духа в спектакле воплотят Александра Чилин-Гири, Наталья Мацюк, Кирилл Искратов, Николай Шрайбер.
Между тем для ярославских актеров работа с польским режиссером стала своего рода экспериментом.
«Он не объясняет причинно-следственные связи, а просто говорит «так надо» или «я не знаю». Но внутри труппы произошли определенные изменения, переоценка ценностей. Мне кажется, театр начинается именно там, где заканчивается рациональное. Меня радует, что артисты этим увлеклись. Театр – это не только то, к чему мы привыкли», – говорит художественный руководитель Волковского Евгений Марчелли.
Актерам пришлось освоить непривычную для них лексику современного поэтического театра, научиться визуализировать метафоры Шекспира через пластику.