В скором времени ярославским «зайцам» придется несладко. В городском общественном транспорте будет внедрена принципиально новая, автоматическая система контроля оплаты проезда. Сегодня контроль за проездом осуществляет почти 700 кондукторов и контролеров, введенных в 1996 году, когда плата за проезд составила лишь 5 процентов от общего объема предоставленных услуг. Но все знают, что с кондуктором можно договориться, а контролеров проигнорировать. К тому же, на части автобусах и троллейбусах роль кондуктора выполняет водитель. Он и денег собирает меньше, и может часть выручки оставить себе. В скором времени кондукторов и контролеров сменит бездушная машина.
Новая система оплаты будет состоять из турникетов, установленных в каждой двери. Чтобы попасть в салон, нужно приложить карту оплаты проезда, и устройство, как в метро, снимет со счета стоимость энную сумму рублей. Примечательно, что система работает только на вход. Чтобы выпустить человека, автомат повернет турникет в обратном направлении, но вот прорваться бесплатно внутрь салона не получится. Ожидается, что подобная система учета приведет к тому, что оплата проезда в транспорте приблизится к 100 процентам, тогда как сегодня едва превышает 60 процентов.
Стоимость переоборудования одного автобуса или троллейбуса составит порядка 450 тысяч рублей. На переоборудование всего городского транспорта потребуется не менее 350 миллионов. Однако примечательно, что городской бюджет выделит лишь десятую часть. Остальные деньги транспортники будут получать от возросших сборов за проезд. Первыми новую систему опробуют пассажиры трамваем и троллейбусов. Планируется, что монтаж начнется уже с осени этого года. Последними автоматические турникеты получат автобусы. Завершится глобальная реконструкция оплаты к началу 2008 года. Тогда же в городе кондукторы останутся только на маршрутных такси.