В Ярославле отмечают годовщину сражения местных жителей с монголо-татарами. Это событие практически не упоминается в учебниках истории, но о нем знает каждый ярославец, мало-мальски интересующийся историей родного края. Для старинного города сражение на Туговой горе - все равно, что для всех русских Куликово поле.
В середине июля 1257 года, после того, как ярославцы отказались платить дань монголо-татарам и выгнали их представителей с территории города, разведчики доложили князю Константину, что к Ярославлю движется многочисленный карательный отряд хана. По преданию, князь вывел свою дружину вместе с ополчением за город, где на холме, перекрывавшем путь к Ярославлю, и дал бой захватчикам.
Вся дружина вместе с князем в этой сечи погибла. Так родилось предание о сражении на Туговой горе. Был плачь великий, все матери, жены и дочери погибших пришли на этот холм хоронить воинов.
Вскоре после сражения на месте битвы ярославцы воздвигли церковь. Ее последний вариант до сих пор стоит на холме. Рядом кладбище - одно из старейших в Ярославле и небольшой поселок, который почему-то называют Сокол (дело в том, что здесь в 70-х годах был аэродром, на котором снимали заключительные кадры «Афони»).
Спустя почти 750 лет потомки помнят о подвиге древних воинов. Каждый год здесь проводится панихида, на которую приезжает епископ Ростовский и Ярославский Кирилл, и поминание с накрытым для всех столом. Чтобы прихожане почувствовали себя, как воины в тринадцатом веке, пища на манер прежней - квас да каша. Сейчас идет подготовка к юбилейной дате. В 2007 году исполняется 750 лет со дня сражения на Туговой горе.
Правда, достоверность предания все время оспаривается.
Во-первых, на Туговой горе никогда не проводилось никаких археологических экспедиций. Во-вторых, в Ярославле так и не обнаружены следы пожара середины тринадцатого века. Скорее всего, во время нашествия город просто сдался на милость победителя, а затем ярославцы сложили предание о жестокой сечи, произошедшей несколько лет спустя. На месте же Туговой горы всегда находилось древнее кладбище. Но до сих пор ни один историк не рискнул отнять у ярославцев славные подвиги предков.