
Популярность сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+), снятого в Ярославле, растет в геометрической прогрессии. Порой кажется, что его обсуждают все — и депутаты, и родители, и подростки. Статуса «Сериал года» проект Жоры Крыжовникова, похоже, добился еще и в рекордные сроки.
Картину уже проверяли на экстремизм и просили «закрыть» из-за романтизации криминальной жизни. Правда, сам режиссер подобного в своей работе не видит. Также появилась информация о том, что одну из серий переснимали, однако позже продюсеры заявили, что это был только досъем нескольких сцен с натуры.
Первая серия вышла 9 ноября и сразу стала бомбой. За месяц показа сериал влетел во всевозможные топы видеосервисов, в частности, на «Кинопоиске» «Слово пацана» стал одним из самых обсуждаемых сериалов и получил рекордно высокую оценку — 9,1 балла. Правда, за последнюю неделю оценка снизилась, но всего на 0,1 балла — до круглой девятки (324 229 оценок). На международном сервисе Internet Movie Database сериал оценили на 6,7 балла (при 685 оценках).

В этом материале мы собрали реальные отзывы на сериал от зрителей. В их числе — телеобозреватель, редакционный директор и актер.
Ольга Прохорова, редакционный директор Сети городских порталов

— Сериал, на мой взгляд, отличный. Некоторые сцены — просто надрывные. Те, кто полагает, что он криминализирует насилие, видимо, просто его не смотрели. Как человеку, много лет прожившему в Ярославле, было приятно увидеть родные улочки и дворы. Да, где-то город застрял в прошлом, но с кинематографической точки зрения есть в этом что-то обаятельное. В общем, я с нетерпением жду следующей серии! — рассказала в беседе с 76.RU Ольга Прохорова.
Арина Бородина, телеобозреватель, работала в качестве обозревателя и специального корреспондента для «Коммерсантъ», РИА «Новости», «Ведомости», «Лента.ру», Forbes и других крупных российских изданий

— Сериал Крыжовникова я смотрю и как историю своего города второй половины 80-х. Фотовспышка жизни улицы и жизни дома, тех семей, моей в том числе. Так у нас было, так жили, и хорошо бы, чтобы больше так никогда не было. Иллюстрация жизни как исследование, почему район шел на район, поселок на поселок, город на город. И бились до крови, и резали друг друга, и убивали. Было. Показанные побоища, сбитые с головы шапки (у нас в городе срывали норковые и ондатровые), «хоккейные коробки» и подвалы — знаю, видела, помню. До мелочей. И слова юной Айгуль: «Я не с ним ходила, а с тобой», — именно так мы и говорили. Не «она с ним спит», «она с ним встречается», «он ее парень», «они дружат»... Близкие отношения у нас в разговорах обозначились именно этой фразой — «она с ним ходит». <...> Сила сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» — в его достоверности. Только и повторю. Крыжовников и Золотарёв пока показывают невероятный уровень мастерства, заставляя меня замирать у экрана, переживать, вспоминать, как жили. Главное, чтобы так до конца. Падать с такой высоты больно. Ждать каждую следующую серию — мучительно, — емко расписала в Tg-канале телеобозреватель Арина Бородина.
Маргарита Симоньян, российская журналистка, медиаменеджер и пропагандистка

— Я узнала про сериал «Слово пацана» потому, что его призвали запретить. Если продолжат так же активно обсуждать, запрещать его или не запрещать, придется его даже посмотреть, пожалуй, — кратко отметила Симоньян в своем блоге.
Екатерина Мизулина, глава «Лиги безопасного интернета»

— Я в некотором смысле благодарна сериалу за то, что он так ярко обнажил проблему с подростковой преступностью и насилием в молодежной среде. И заставил общество эту тему обсуждать. Это началось ведь не сегодня, всё это АУЕ (экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ) тянется примерно с 2014 года. В некоторых регионах это более заметно, в некоторых — чуть меньше. Тем не менее много детей пишут о том, что испытывают страх и ужас просто в одиночку прогуляться по городу. <...> За эти слова меня не похвалят, но кто-то же должен говорить прямо? Стал ли сериал той самой каплей или нет — вопрос дискуссионный. И неважно, что может быть отправной точкой — «Редан», слово пацана или что-то иное, — писала Мизулина в своем Tg-канале.
Актер Сергей Бурунов

— Я таких сценариев за всю свою жизнь, ну, могу перечесть по пальцам одной руки. Когда я прочел, я был просто в потрясении. Потому что такой точности, правды и глубины я давно не встречал в современных сценариях. Невозможно оторваться, я не увидел там ни малейшей фальши и картонности. Фантастическая история, очень жесткая, криминальная драма про конец 80-х — начало 90-х, этот переломный момент перестройки, — рассказал в шоу «Кстати» с ведущими Гариком Харламовым и Азаматом Мусагалиевым для «VK-клипов». — Когда дети были совершенно брошены, родители не понимали, что делать. Тоже были в совершенной потерянности. Страшная потерянность вот этого времени отражена в сценарии. Я больше чем уверен, что ребята сыграют лучшие свои роли, потому что за такими ролями Ваня Янковский, Рузиль, молодой артист совсем.
Карина Миллер, главный редактор казанского сайта 116.RU
— В самом деле, какая романтизация? Вы вообще видели этот сериал? Гляньте 5-ю серию. Там не то что бы романтизация, там максимально наглядно показано: нет никакого пацанского слова, сегодня ты братва и часть группировки, а завтра никто. Боль, отчаяние, безысходность, смерть. И это нужно видеть, чтобы ценить то, что мы имеем сейчас. <...> Я могу понять чиновников Татарстана. Да, для нас «Слово пацана» — постыдное прошлое. Сейчас Казань — один из лучших городов в стране, по моему личному мнению. <...> Но это сейчас. И глупо делать вид, что в нашем прошлом не было ужасных страниц, — пишет она в колонке.
Что говорят наши читатели
Татьяна Боровикова:
— Ой, сегодня посмотрела все пять серий за один присест … Меня даже больше не сюжет тронул, а виды Ярославля, прямо в сердечко.
Гость:
— А что вам не нравится в сериале? Что-то не так было, где-то наврали? Не знаю, как в Казани, а у нас разве не ходили брагинские на заволжских? В 90-е парню из Брагино от заволжской девушки одному опасно было идти. А шли пешком через мост. А в «Торнадо» или «Стекляшке» не били разве никого до кровавых соплей? Причем и бабы еще как махались. Вы здесь что, понаехали все? Или вы все и не жили тогда? Или другой жизнью какой-то? <...> А мы эту всю анархию уже ели, кровью записали, а вы всё забыли или и не знали, и опять хотите в хаос, чтобы уже новые пацаны жили одним днем и недолго. Посмотрите правде в глаза.
Гость:
— Я смотрю этот сериал с иронией и неким сожалением утерянных лет, мне 49, я женщина. Я жила в то время и прекрасно помню: это творилось с нами повсюду, по всей стране. Просто были такие времена, для меня сериал просто бомба, как на машине времени назад. Да, многое бы изменить в жизни, но время выбрало нас тогда. Смотрит сериал мой сын. 26 лет, домашним мальчиком его трудно назвать. Именно я настояла, чтобы он посмотрел. Мы с ним созваниваемся и обсуждаем каждую серию. Он не хочет так жить, однозначно. Но он сказал, что даже у тех районных пацанов всё равно есть честь и уважение к взрослым, и это не то что сейчас рыночные отношения — торговля, продать каждому себя повыгоднее, сейчас всё только за бабки. То есть, кто что видит в этом фильме, тот то и берет. Его вот поразило глубокое уважение и братство.
Гость:
— Самый реалистичный сериал моей молодости, я с 1979 года. В то время мне было 10–12 лет. Я в роли Адидаса-старшего увидел своего дядю, брата мамы.
О чём сериал
Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+) рассказывает о молодежи Татарстана в годы перестройки, писатель Роберт Гараев в 2022 году выпустил книгу о «казанском феномене», то есть об этих группировках как явлении. С конца 1980-х — начала 1990-х молодежь делила районы Казани между собой, а затем «крышевала» территории.
Съемки нового сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» для онлайн-кинотеатра START и видеосервиса Wink проходили в Ярославле с марта по май 2023 года, в декабре 2023 года киношники вернулись в город, чтобы доснять несколько сцен для восьмой серии, она выйдет 21 декабря. В кадре засветились десятки ярославских локаций: жилые дворы в Ленинском и Дзержинском районах, промзона во Фрунзенском районе, улицы Заволжского района. А еще сотни ярославцев: 350 человек снимались в очереди за водкой, еще несколько десятков играли скорбящих в сцене похорон подростка Ералаша. В этом материале мы разглядывали, какие локации попали в сериал.
В картине снимаются звезды российского кино Иван Янковский, Сергей Бурунов, Юлия Александрова (она бывшая жена режиссера) и Антон Васильев, а также начинающие актеры Рузиль Минекаев и дочка Юлии Пересильд Анна. Все новости о сериале мы собираем в специальном сюжете.