В Минфине полагают, что за питьевую воду, которую пьют сотрудники офиса, необходимо взимать налог. В письме, подписанном заместителем директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С. В. Разгулиным, которое уже вызвало бурное обсуждение на бухгалтерских и юридических форумах в Интернете, утверждается, что выпитая вода может считаться доходом работников.
Вот цитата из письма Минфина: «Статья 41 Кодекса (здесь и далее имеется в виду Налоговый кодекс РФ – Прим. авт.) определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 «Налога на доходы физических лиц» Кодекса. При приобретении организацией питьевой воды для своих сотрудников указанные лица могут получать доходы в натуральной форме, как это установлено ст. 211 Кодекса, а организация, приобретающая питьевую воду, выполнять функции налогового агента, предусмотренные ст. 226 Кодекса». Какие меры должна предпринимать организация, в письме не разъясняется.
«Классная новость, – комментирует предприниматель Сергей Новиков. – Я, пожалуй, новый бизнес открою. Изобрету индивидуальные счетчики воды для сотрудников. Или прямо стаканы со счетчиками начну выпускать. Думаю, успех будет бешеный. Пусть налоговая заставит всех, у кого есть кулеры, такие стаканы приобретать. Еще можно изобрести счетчики воздуха для офисов с кондиционерами, только вот беда, их крепить некуда. Вот уж поистине умеют наши налоговики удивить!»
Правда, и сами финансисты признают, что учету выпитая вода поддается с трудом. Еще из письма Минфина: «Вместе с тем, если при потреблении сотрудниками питьевой воды, приобретенной организацией, отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником, дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не возникает».
«Все как всегда, – возмущается бухгалтер Наталья Северянова. – Кто определяет, можно персонифицировать или нет? И как это вообще можно отследить? Сторожа у кулера посадить, что ли, чтоб считал, сколько кто воды выпил?! Ведь ясно же, что учесть это невозможно. А налоговый инспектор, может, совсем наоборот считает. По аналогии с водой можно, например, шариковые ручки подоходным налогом обложить, может, сотрудник ими письмо любимой пишет. В таком случае это ведь тоже его доход».
А между тем, в соответствии с указаниями Минфина именно так и надлежит поступать – ставить сторожа у кулера, учитывать, сколько стержней потрачено на подписи под документами, а сколько – на личные произведения эпистолярного жанра. «В этих целях (в целях налогообложения – Прим. авт.) организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой сотрудниками», – говорится все в том же письме Минфина. Иными словами, надо ставить сторожа, учитывать потраченные чернила... Что там еще?
«Шутки шутками, а ведь такой подход вполне оправдан с юридической точки зрения, – считает владелец нескольких офисов, предприниматель Александр Шутов. – А значит, придет инспектор, «наедет» и доказать я ничего не смогу. Получается, хотел людям мало-мальские условия создать, а в результате подставился. Но нашего человека ничем не возьмешь. Я, пожалуй, оформлю кулер, как прибор для переговоров, ведь вип-клиентов мы угощаем чаем или кофе. Вот всю воду на них и спишем. Безумный, безумный, безумный мир... Если бы не было так грустно, я бы долго смеялся».
Вообще, действительно несмешно. Мало того, что письмо Минфина иначе как глупостью не назовешь, оно еще и противоречит нормам, закрепленным в действующем законодательстве. В соответствии со ст. 22 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан обеспечить бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей. То есть чистая вода, кондиционер, обеспечивающий нормальную температуру воздуха, мыло, чтобы вымыть руки, туалетная бумага, наконец, – все это сотруднику положено по закону. И кажется нелепым кого-то в этом убеждать. Впрочем, не кого-то, а Минфин, точнее его департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в лице директора.
«А как же призывы нашего Правительства и Президента к социальной ответственности компаний?! – вопрошает Сергей Новиков. – Прежде всего я ответственен перед своими сотрудниками, которых взял на работу, и которые, между прочим, большую часть времени проводят в офисе. В конце концов, нормальные условия труда элементарно повышают производительность. В комфортных условиях и работается лучше, и делается больше. Вот представляете, я приду к этим людям и скажу: вам тут неплохо – платите налог. И, в конце концов, деньги тратил я, как собственник, а люди налог государству будут платить. За что? За человеческие условия?»
Письмо Минфина вызвало бурю эмоций в Интернете. Только ленивый еще не придумал, чего еще можно было бы обложить. А вот уж в чем в чем, а в остроумии нашему народу не откажешь. Такое придумывают! Одно радует – в письме сказано, что исполнять указанные в нем распоряжения господина Разгулина необязательно. «Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 №03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме». Ну, слава Богу!