С 1 апреля вступил в силу приказ Минтранса России от 13 февраля 2013 года о том, что пассажирский транспорт и грузовые автомобили должны быть оборудованы специальными устройствами контроля движения, режимов труда и отдыха – тахографами. Однако, какие приборы в законе, а какие нет, в реестре Минтранса ответа пока нет. Попробуем разобраться, как не заплатить за тахограф дважды.
Итак, согласно федеральному закону, тахографами в обязательном порядке должны быть оборудованы транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров (от 8 человек) в междугороднем и международном сообщении, а также транспортные средства массой от 3,5 тонн, используемые для перевозки грузов.
До поправок речь шла еще и о городских и пригородных автобусах, но для них сделали исключение, и часть предпринимателей вздохнула спокойно. Чего не скажешь о тех, кто попал под статью закона.
Дело в том, что оборудование должно соответствовать требованиям Минтранса. Но многие предприниматели уже приобрели тахогрфы, так как эта работа в Ярославле ведется уже давно. Так, предприниматели, занимающиеся междугородними пассажирскими перевозками, в Ярославле без тахографа просто не получат лицензию. Поэтому практически все местные автобусы оснащены этими приборами, в основном, международного образца. Но будут ли эти тахографы считать «правильными» в ходе проверок, пока не понятно. Реестр агентства Росавтотранспорта, где должен быть опубликован список тахогрофов, которые соответствуют всем нормам, до сих пор пуст.
Специалисты советуют индивидуальным предпринимателям доказывать свои права в суде. Так, если авто оборудовано специальным устройством, но проверяющий посчитал его не соответствующим требованиям Минтранса, штраф можно оспорить, пока на сайте Росавтотранспорта не появится соответствующий реестр разрешенных тахографов.
Пока опубликован только перечень тахографов, которые проходят процедуры проверки на соответствие требованиям министерства транспорта. Да и этот перечень небольшой: «КАСБИ DT20М», «ШТРИХ – ТахоRUS», «Меркурий ТА-001», DTCO1381, DTCO3283. Станут ли эти тахографы легальными, станет известно в ближайшее время. Если да, то те, кто установил подобное оборудование, могут спать спокойно. Если нет, они рискуют налететь не только на штрафы. Придется покупать «правильный» тахограф, а цены на них сейчас варьируются от 30 до 70 тысяч рублей, к тому же в нашем регионе большие очереди на установку. Поэтому, чтобы не платить дважды, специалисты советуют выбирать устройство согласно требованиям приказа Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года. К слову, установка «самопальных» тахографов может обойтись еще дороже – автовладелец рискует потерять свое транспортное средство.
«Школьный автобус, который недавно сгорел в Мышкине, по одной из версий загорелся после установки тахографа, – рассказывает начальник управления госавтодорнадзора по Ярославской области Олег Харламов. – Водитель говорит, что возгорание произошло буквально на следующий день после установки устройства. Теперь следствие проверяет, где было приобретено это оборудование, есть ли у него лицензия и тому подобное. Губернатор дал задание провести проверку тахографов во всех школьных автобусах».
Штрафовать будут также и за нарушение правил использования тахографа: блокирование, корректировка, модификация и фальсификация регистрируемой информации.
В случае отсутствия прибора, кроме наложения штрафа, сотрудники ГИБДД могут приостанавливать эксплуатацию транспортного средства до устранения нарушения.
Первые проверки в Ярославской области показали, что самые недисциплинированные у нас водители грузовых автомобилей. Из пяти нарушений, выявленных в минувшие сутки на территории Ярославля, не было ни одного пассажирского перевозчика.
На всех нарушителей был составлен административный протокол, предусматривающий штраф в размере от одной до трех тысяч рублей. Следующим будет наказано юридическое лицо, которому принадлежит грузовой транспорт без тахографа. Для них размер штрафа колеблется от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.