21 апреля на заседании комитета Ярославской областной думы по градостроительству, транспорту, безопасности и качеству автомобильных дорог генеральный директор «Ярославского АТП» Вячеслав Ким подвел итоги работы предприятия за 2021 год и кратко описал текущую ситуацию. Цифры печальные: областной перевозчик едва сводит концы с концами, перевозя пассажиров фактически на рухляди.
Компания в прошлом году работала на 119 маршрутах: 70 межмуниципальных и 49 муниципальных. На конец 2021 года у предприятия было 256 единиц техники, средний возраст которой составляет 8 лет. При этом средний процент стоимостного износа составляет 90%, 149 машин имеют 100-процентный износ.
— Собственных автобусов у нас 185 единиц. Из них 149 имеют 100%-ный износ, в лизинг в 2020 году были приобретены 49 транспортных средств. Есть арендованный подвижной состав в количестве 22 единиц — это машины 2019–2020 годов. Обновления в 2021 году не происходило. На 2022 год мы подали заявку в правительство региона на обновление транспорта, но это при наличии финансирования. Хотелось бы обновить 73 единицы. Сегодня решение до конца не принято, — уточнил Вячеслав Ким.
Планы по пробегу и количеству перевезенных пассажиров «Ярославское АТП» недовыполнило в 2021 году.
— Причиной невыполнения транспортной работы в полном объеме является старый подвижной состав, неукомплектованность водителями. На сегодняшний день численность водителей составляет 87% от штатной, постоянно не хватает около 60 сотрудников. Всего на предприятии работает 922 человека, — пояснил директор предприятия.
Он также назвал размер зарплат сотрудников. По его словам, средняя зарплата в 2021 году в АТП составляла 31 713 рублей, у водителей — 37 200 рублей, у кондукторов — 27 500 рублей, у ремонтных рабочих — 24 400 рублей, у инженерно-технических работников — 38 200 рублей.
Итогом работы «Ярославского АТП» в 2021 году стал чистый убыток в размере 57,4 млн рублей. Все филиалы АТП, которые находятся в районах области, оказались убыточны.
— Отрицательный финансовый результат получен в связи с недофинансированием контрактов, невыполнением в полном объеме транспортной работы, не восстановившимся по сравнению с допандемийным уровнем пассажиропотоком, — пояснил Вячеслав Ким.
Депутаты решили, что при таких итогах «Ярославское АТП» может вообще скоро закрыться, и предложили свой вариант решения проблемы.
«Прямо скажу, что это одна из самых неудачных реформ по объединению автотранспортных предприятий, которая была сделана нашим правительством»
— Приведу конкретные цифры: было семь отдельных предприятий, пять работали с прибылью, одно по нулям, одно было в стадии банкротства. Сегодня все семь сработали с убытком. Любое предприятия имело возможность приобрести как минимум один автобус. Сегодня приобретения нет. Получилось ровно то, чего мы ожидали и о чём предупреждали: «Не делайте этого». К сожалению, к нам не прислушались. И сегодня у предприятия большие трудности. Бывают случаи, когда автобусы не могут выйти в рейсы из-за отсутствия бензина. Большие долги по заправочным станциям. И руководителю предприятия, чтобы выпросить деньги, надо ехать в центральное предприятие в Ярославль и решать там финансовые вопросы. Я считаю, что это неправильно и нехорошо. Если так работа будет продолжаться, то, наверное, не дай бог, придется на этом предприятии поставить точку. Так работать нельзя, — отметил председатель комитета думы Николай Бирук.
Он предложил направить в правительство рекомендации о принятии срочных мер по стабилизации работы предприятия — решить проблему кадров и предоставить финансовую самостоятельность филиалам.
— Не имея финансовой самостоятельности, филиалы не заинтересованы в работе своего предприятия, потому что деньги все идут в Ярославль, а он делит их так, как считает нужным. В итоге возникают перебои с приобретением бензина, запчастей и прочего, — добавил Бирук.
Также депутаты настаивают, что властям нужно заняться обновлением автобусного парка.
«Ярославское АТП» в новом формате было образовано в 2016 году объединением нескольких автотранспортных предприятий — ярославского, ростовского, пошехонского, рыбинского, шестихинского и гаврилов-ямского филиалов — в единую организацию. Предприятие принадлежит Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, а отвечает за него департамент транспорта.