Претензия о том, что на заправках не доливают бензин, — номер один от автовладельцев к компаниям-заправщикам. Проблемой номер два называют топливо плохого качества. Высказывая подозрения о недоливе, мало кто знает, как проверить, а действительно ли вы получили столько бензина/дизеля, за какой объём заплатили?
Мы пообщались с ярославским экспертом, руководителем в одной из сети АЗС в Ярославле Михаилом Фёдоровым, который дал примерную инструкцию для автовладельцев, готовых искать правду у бензоколонки.
Чистых 10 литров бензина не бывает
— Человек налил в канистру 10 литров бензина температуры +20 °С. Что это значит? Допустим, что плотность бензина при +20 °С 720 кг/куб. м или 0,72 г/куб. см. Тогда это говорит о том, что в его канистре находится 7,2 килограмма бензина температурой +20 °С. Потом он положил ее в багажник и поехал на юг. Там бензин нагрелся до +27 °С. Его плотность изменилась до 0,7135 г/куб. см. Масса при этом осталась неизменной, а вот объем изменился, и теперь в его канистре 10,091 л (+91 мл), — объясняет Михаил Фёдоров. — Далее он поехал на север. Бензин охладился до -5 °С, и плотность изменилась на 0,7428 г/куб. см. Объем топлива в канистре, конечно, тоже изменился — 9,693 л (-307 мл). Он поехал дальше, и бензин охладился до -20 °С. И плотность стала 0,7562, объем составил 9,521 (-479 мл). Это небольшой анализ может подвигнуть нас к главному выводу: объем бензина очень сильно зависит от его температуры.
— Топливораздаточная колонка (ТРК) — это средство измерения. И для этого средства измерения есть методика проверки. Основным средством поверки ТРК является 10-литровый мерник. Дополнительно используются 2, 5, 20, 50 и даже 100-литровые мерники. В этом кроется еще один ответ на вопрос, почему минимальная доза отпуска бензина составляет 2 литра: современная ТРК нальет любую дозу от 10 мл или 0,01 л, но никто не может гарантировать, что погрешность ТРК в этом диапазоне будет соответствовать разрешенной.
Мерник + термометр + законодательство
Как в такой ситуации проверить, не обманула ли вас компания-заправщик?
— Если для проверки используется образцовый мерник, то он должен быть предварительно смочен топливом. Для многих кажется абсурдным, почему мерник должен быть смоченным, ведь в нём обязательно останутся какие-нибудь капельки. Но именно в этом и заключается разгадка. Мерник может быть сухим только один раз. А как тогда проводить все последующие измерения? Ждать, пока он высохнет, или разрабатывать методики сушки? Поэтому проверяется мерник смоченным. И все дальнейшие измерения также выполняются только смоченным мерником. По опыту, это около 20–40 миллилитров.
Какая погрешность налива может быть у ТРК? Плюс-минус 25 мл на 10 литров. Но это в идеальных условиях: при температуре окружающей среды +20 °С и нормальном атмосферном давлении. Дальнейшее определяется методикой поверки. Но мы с вами очень условно отметим, что если ТРК не выходит на пределы плюс-минус 50 мл на 10 литров, это считается нормой. Очень условно, потому что, к сожалению, как в законодательной, так и в нормативной базе существует куча противоречий.
И хотя очень хочется похвалить Росстандарт за их работу, именно в этой части обнаруживается огромный пробел. До недавнего времени в описании типа всех ТРК была только одна методика — МИ 1864–88 «Колонки топливораздаточные. Методика поверки». И несмотря на то, что она устарела и имеет много минусов, она легко проверяема и более понятна.
Если упрощенно, она говорит о том, что ТРК должна выдавать 10 литров плюс-минус допустимая погрешность во всем диапазоне температур. Как мы уже убедились, масса отпущенного топлива будет разной в зависимости от температуры, но объем будет одним. Для поверки в данном случае используют мерники без специальной шкалы или мерники со специальной шкалой, зафиксированные в положении +20 °С, потому что именно в этой точке объем мерника равен 10 литров. У этой методики есть и существенные минусы: при значительном отличии температуры топлива от температуры окружающей среды, вызванном надземным расположением резервуаров или поступлением топлива высокой температуры (например, зимой с ЯНОСа дизельное топливо нередко поступает температуры +20... +25 °С), фактически в бак транспортного средств будет попадать разное количество топлива, несмотря на неизменный объем.
А что если за точку отсчета взять не объем, а массу? Так родилась методика поверки ТРК мерника со специальными шкалами. Она то вводилась, то запрещалась. А сейчас сложился парадокс, когда МИ 2895–2004 «Методика периодической поверки мерниками со специальными шкалами» действует наравне со старой МИ 1864–88. И АЗС сама вправе выбирать, по какой методике ей работать.
В чем же смысл МИ 2895–2004? Клиент должен получать всегда точно такое же количество топлива, как при +20 °С. То есть условно в -20 °С вам надо наливать топлива по объему на меньше, а при +30 °С — больше. Для этого при измерениях применяется только мерник со специальной температурной шкалой. И вот тут кроется самый главные минус. Фактически проверить ТРК, настроенную по данной методике, без использования специальный средств измерений невозможно. Ибо надо не только точно замерить объем, но и температуру топлива. А потом воспользоваться формулами для расчета погрешности ТРК согласно методике.
Недавно мы узнали у ярославского автозаправщика, как будет дорожать бензин в этом году.