Строящийся ТРЦ в Заволжском районе нашел всех якорных арендаторов. Как и следовало ожидать, ими стали сетевые ритейлеры. Несмотря на то, что эксперты говорят о перенасыщении рынка торговой недвижимости в городе, сегодня сетевой ритейл в Ярославле развивается мощными темпами. Потенциальное усиление конкуренции в этом сегменте приведет к удешевлению стоимости аренды в некачественных торговых центрах.
Девелоперская компания Base Property Group заявила о подписании договоров со всеми якорными арендаторами строящегося торгово-развлекательного комплекса в Заволжском районе Ярославля. Ими стали продуктовый супермаркет «Перекресток» (1480 квадратных метров), оператор детских товаров «Бубль-Гум» (1840 квадратов), а также пятизальный кинотеатр «Киноформат» (1950 квадратов).
Площадь будущего ТРЦ – 21 тысяча квадратов. Земельный участок занимает 2,5 га. При ТРЦ появится парковка на 450 мест. Открыть центр инвесторы планируют уже в четвертом квартале этого года.
«В нашем торговом центре мы создали сильные «якоря» в основных группах товаров, более 80 магазинов брендов, значительную для торгового центра районного формата зону развлечений» – сказал генеральный директор и управляющий партнер Base Property Group Дмитрий Зотов.
Жители Заволжского района в целом положительно относятся к новому ТРЦ. В этом районе, несмотря на его масштабы, отсутствует развлекательная индустрия. Эксперты также считают этот проект перспективным.
«Особая ситуация сложилась в Заволжском районе Ярославля, – поясняет президент-элект «Межрегиональной гильдии риэлторов», генеральный директор АН «Эталон Эстейт» Вера Громова. – С одной стороны, там есть торговые площади, но особенность этого района (и Ярославля в целом) в том, что город разделен промзонами, а Заволжский район отделен от центральной части города мостами. Фактически Заволжский и Дзержинский районы сегодня можно считать «городами– спутниками». Но Дзержинский район насыщен торговыми площадями, в том числе и в формате торгово-развлекательных центров. Чего не скажешь о Заволжском районе. Транспортная доступность сложная, а в ближайшее время она может усложниться еще больше в связи с планами реконструкции Октябрьского моста».
Инвесторы подчеркивают, что в этом районе самые низкие показатели по обеспеченности населения торговой недвижимостью среди других округов города.
Что касается якорных арендаторов, то «Бубль-Гум» – это основанная во Владивостоке молодая розничная сеть детских товаров. Многих интересует и то, каким будет новый кинотеатр.
«Киноформат» вместе с детским центром и фудкортом будет расположен на верхнем этаже ТРЦ. На территории кинотеатра будут работать игровые автоматы для детей и взрослых, а также суши-кафе.
Напомним, в этом году также планируют ввести в эксплуатацию ТРЦ «Аура» в центре Ярославля. Это самый подобный объект в городе – его площадь составит 120 тысяч квадратных метров. Арендная же площадь – более 62 тысяч квадратов. Центр будет состоять из трех наземных и двух подземных этажей.
По мнению экспертов, ввод в городе новых торговых площадей в большом количестве может привести к перенасыщению рынка и спровоцировать стагнацию.
«Доходы населения в Ярославле растут не так быстро, чтобы соответствовать темпу, с которым вводятся все новые и новые торговые площади, – считает Вера Громова. – Так, в обзоре Компании Welhome в июне 2012 года было указано, что, например, Ярославль и Калуга характеризуются одинаковой обеспеченностью торговыми площадями, но при этом уровень заработной платы выше в Калуге, чем в Ярославле».
Впрочем, точного количества торговых площадей в городе эксперты назвать не могут. Мнения специалистов в этом вопросе более-менее сходятся, потому что рынок торговой недвижимости в Ярославле если не перенасыщен, то близок к насыщению. Но цифры называются самые разные.
Однако при этом вводимые в эксплуатацию тысячи квадратных метров почти не влияют на снижение арендной стоимости. Специалисты считают, что несмотря на рост предложений высокие цены на коммерческую недвижимость сохраняются из-за значительного спроса.
«Все зависит от типа торговых площадей, – поясняет Вера Громова. – Если говорить об успешных ТЦ, крупных, хорошо расположенных, таких как «Рио», «Вернисаж» – здесь может быть незначительный рост. Конкуренция между действующими торговыми комплексами Ярославля достаточно велика, а многие из них и вовсе не могут найти своих арендаторов. Особенно это касается торговых центров первой волны постройки. Здесь возможно снижение ставок».
При этом рост или падение ставок напрямую влияют на цену товаров, которые продаются в ТЦ. «Естественно, более высокие ставки в успешных ТЦ заставляют продавцов повышать цены на свою продукцию, – говорит аналитик Игорь Ефимов. – В зависимости от расположения ТЦ, в центре города он находится или на его окраине, на увеличение суммы среднего чека может влиять и повышение стоимости товаров».
Огромное значение для рентабельности того или иного торгового центра играет правильный подбор арендаторов. Специалисты подчеркивают, что в одном ТЦ должны находиться хотя бы три якоря или бренда, которые известны качеством товара и маркой.