Я люблю наш футбол из чувства противоречия и из чувства патриотизма, наверное. Потому что просто так он все больше разочаровывает.
А футбол ради футбола я люблю в исполнении сборных Испании и Германии.
Обычно на все один ответ: «А ты сам выйди на поле и попробуй». Бедные таланты, все на них валится. И если рассуждать об этом исходя из соотношения затрат на наш футбол и его качества, скупая слеза ползет по щеке.
Сборная России по футболу – объект особой «любви» юмористических программ. В сюжетах «Мульта личности», КВН, «Вечернего Урганта» футболисты ужинают, курят кальян, играют в футбол во сне (выигрывают там же). Делают все, что угодно, но только не круто играют в футбол. А ведь именно это они и должны делать, это же сборная.
Думаю, болельщики предпочли бы не смеяться над футболистами, а гордиться их победами и сочувствовать поражениям, которые случаются даже в самой достойной борьбе. Но какое там.
«По крайней мере, у нас при создании сюжетов, в которых фигурируют спортсмены, нет задачи выставить кого-то клоуном, – говорил креативный продюсер «Большой разницы» Руслан Сорокин. – Спортивные герои в России занимают знаковое место в обществе. Это популярные личности. И футбол у нас – это не просто вид спорта. Он часто переходит границы и становится шоу-бизнесом. И это привлекает к нему еще больше внимания. Мы рады, что спортсмены у нас в стране – довольно открытые люди – ведут такой же образ жизни».
То, что футбол становится шоу-бизнесом – по этому пункту вопросов нет. Футболисты отлично инстаграмят, и в твиттер-сообществе, как и на светских тусовках, чувствуют себя уверенно. У них отличный вкус в одежде и чудные прически. Здесь нет ни единого сомнения. Сомнения есть в качестве игры. Остался ли при этом футбол футболом? Почему, когда наши хоккеисты проиграли на Олимпиаде, сразу понеслись шутки вроде «Сборную по хоккею укусила сборная по футболу»?
Разве это не позорно? Самим футболистам разве не противно быть объектом насмешек? И ладно бы эти шутки были безобидными, как говорится, «с любовью». Так нет же... При этом наши футболисты мнят себя чуть ли не богами. Достаточно вспомнить сакраментальное аршавинское «То что мы проиграли – это не наши проблемы. Это ваши проблемы». Это нормально – требовать для себя максимум привилегий и при этом выполнять минимум обязательств?
Впрочем, и в этой бочке дегтя есть ложка меда. Алан Дзагоев – наверное, единственный футболист, к которому у болельщиков российской сборной по футболу не было претензий на прошлом Евро. Ставший автором трех голов на Евро-2012, Алан стал первым из российских игроков, кто принес извинения фанатам за неоправданные надежды.
Да, хотелось бы болеть, видеть настоящую борьбу. Ну, пусть проиграли, зато достойно! Простой пример: кто бы посмел кинуть камень в «Локомотив», проигравший «Льву»? Никто, ведь борьба была настоящая. И невооруженным взглядом было видно, что ребята отдали все силы. Не в чем их упрекнуть, можно только гордиться.
Но футболисты злятся на болельщиков, на массмедиа, только, судя по всему, не на себя. Например Александр Кержаков сказал «Советскому спорту»: «Мы обязательно победим с такими болельщиками, у которых нет веры. Когда верят только футболисты, классно вообще играть. Когда выходишь на поле и слышишь, что мы не выиграем – здорово вообще, такая поддержка сумасшедшая! Особенно, когда после поражений поливают еще по полгода».
А здорово было бы, если бы и правда так. Сами-то в себя они верят?
Но сколько ни говори «халва» – во рту слаще не станет. Так и с нашей сборной: в «мы обязательно победим» даже не все сборники верят.
Роман Широков недавно вот что выдал: «Поначалу казалось, что задача-минимум – четвертьфинал. Но в одной восьмой будут ждать либо немцы, либо португальцы. Тяжеловато придется, если выйдем из группы. И все же нацеливаться нужно на четвертьфинал, не меньше». Цитата из того же «СС».
«И если четвертьфинал как задачу-минимум мы еще готовы принять, то максимальной планкой для нашей команды, как на это намекает капитан сборной России, эту стадию делать никак нельзя». – удивляются корреспонденты издания.
«Тяжеловато придется». Супер! Миссия невыполнима? Получается, если что – мы предупредили? Напомню, в группе мы соседствуем с такими знаковыми футбольными державами, как Бельгия, Южная Корея и Алжир.
А между тем, в большой футбол все вваливаются и вваливаются деньги. Деньги, которые при таком подходе самих футболистов, могли бы пойти на более неотложные нужды.
«Федор Смолов хорошо постит фото своей жены и здорово одевается. Уж на что я его защищал, но и я вынужден дать окорот парню: Федя, внимательнее смотри за мячом, а не за модными новинками! Наши футболисты приучены к моде. Мне редактор GQ рассказал, что один из парней, приезжавших на съемку для журнала, был настолько крут и солиден, что его не потребовалось переодевать под формат аудитории! Они следят за тем, как одеваться. Но проблема в том, что парни не в курсе, как рос Роналдо – я имею ввиду в творческом смысле. А прически у парней такие, как будто Сергей Зверев все устроил», – наступает на больную мозоль Отар Кушанашвили.
Но есть и хорошее: мальчишки на футбольных полях. Вот кто играет со всей страстью, с любовью к футболу, с полной самоотдачей. И они выигрывают турниры, между прочим. И если проигрывают, то достойно.
Просто хочется, чтобы на поле выходили такие, как Лев Яшин.