Правительство Ярославской области сейчас реализует множество федеральных и региональных целевых программ, большинство из них либо социальной, либо экономической направленности. Об успехах в их исполнении мы слышим часто, о неудачах – куда реже. Такой перекос в сторону положительной информации, на мой взгляд, – результат информационной политики власти или, проще говоря, покупки контента местных СМИ.
Информационной политике ярославского правительства также отведена своя целевая программа. Она называется «Реализация информационной и имиджевой политики органов исполнительной власти Ярославской области». Цель программы – «доведение до сведения населения и организаций области достоверной информации о деятельности органов исполнительной власти на регулярной основе; работа над положительным имиджем Ярославской области». Программа работает почти полгода, однако об успехах в ее реализации говорить как-то не принято. Наверное, потому что она абсурдна – работа над положительным имиджем региона ну никак не вяжется с распространением достоверной информации о деятельности чиновников.
В течение трех лет «достоверная» информация о деяниях власти должна найти своего читателя или зрителя посредством 22-х СМИ. Согласно программе, на эти цели предполагается тратить по 30 миллионов 829 тысяч рублей в год. Неоценимый вклад правительственных изданий («Ярославский регион», «Юность» и «Новое время») в распространении исключительно достоверной информации обойдется налогоплательщикам еще в 20 с лишним миллионов рублей ежегодно. Итого, более 50 миллионов рублей в год, не считая затрат на существование управления коммуникаций и ГАУ «Верхняя Волга». Затрат, естественно, из бюджета.
Теперь важно понять, за что мы платим, и что для правительства является достоверной информацией. В тексте программы говорится о распространении «информации, направленной на позиционирование Ярославской области как развивающегося региона Российской Федерации». Насколько достоверно такое позиционирование – вопрос спорный. По статистике, дороги становятся только хуже; численность населения, в том числе трудоспособного, падает; реальные доходы населения снижаются; количество больниц и школ сокращается и так далее. Если посмотреть с этой стороны, то достоверно было бы говорить о деградации, а не о развитии.
Ответственность за положительный имидж региона несет управление коммуникаций. Среди задач управления не только положительный образ губернии, но и ее главы. В положении, регулирующем деятельность управления, без стеснения указана следующая функция: «Формирование объективного положительного имиджа Губернатора в медиапространстве на федеральном, региональном, муниципальном уровнях». Отсюда не совсем понятно, какой же образ губернатора должно формировать управление коммуникаций: объективный или положительный, ведь это далеко не всегда одно и то же? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно почитать пресс-релизы правительства.
Положительный образ главы региона и его губернии в большей степени формируют не пресс-релизы, а те 22 информационных ресурса, которые, согласно программе «Реализация информационной и имиджевой политики органов исполнительной власти Ярославской области», становятся частью пропагандисткой машины. Большая часть этих СМИ формально независимы, они получают деньги от правительства только за часть своего контента. Если поделить заложенные в программе 30 миллионов 829 тысяч рублей между всеми ее участниками получается, что каждый получает 116 тысяч рублей в месяц. Естественно, не все СМИ получают столько, кто больше, кто меньше, но в любом случае это делает правительство одним из крупных рекламодателей. Правительство, как и любой рекламодатель, может сократить количество размещаемой рекламы, либо вовсе отказаться от услуг. Таким образом, у власти появляется рычаг для давления на «свободную» прессу.
С другой стороны, 116 тысяч – не такие уж и большие деньги, чтобы променять на них свободу. Да можно и не менять, кто мешает рядом с «положительным образом» рассказывать о грустной действительности? Судя по контенту большинства телеканалов и печатных изданий, кто-то или что-то все же мешает.
Помимо «влияния на информационное поле» в вышеупомянутой программе есть еще один любопытный момент. Программа утверждена правительством 14 марта сего года, однако каким-то образом в ней оказались мероприятия, которые должны быть выполнены за десять дней до вступления ее в силу. Это касается, в частности, «Оценки социально-политической ситуации в Ярославской области накануне выборов Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года» и «Оценки социально-политической ситуации накануне выборов глав муниципальных образований Ярославской области 4 марта 2012 года и депутатов собраний представителей муниципальных районов 14 октября 2012 года». На эти исследования в бюджете заложено около двух с половиной миллионов рублей. Интересно, каким образом социологам и аналитикам правительства удалось оценить ситуацию накануне выборов после их проведения? С другой стороны – не ошибешься. Логично предположить, что результат исследований должен был повлиять на стратегию власти. Тот факт, что общественные настроения изучались (если изучались) постфактум, многое объясняет.