Жительница Белгорода, которая вместе с детьми эвакуировалась в Ярославскую область, рассказала, почему вернулась обратно. Весной 2024 года 36-летняя Кристина приехала в Ярославль из Белгородской области вместе с дочкой-школьницей и маленьким сыном. На поезде, кроме них, ехали почти 400 эвакуированных белгородцев.
В Ярославской области Кристина с детьми пробыли два месяца. Как семье жилось на Ярославской земле и что сейчас происходит в Белгороде — в нашем материале.
«Дома мы не могли выйти на улицу без страха»
Кристина считает, что поездка в Ярославль дала ей возможность переоценить простые жизненные радости: без страха выйти на прогулку, спокойно сходить в магазин за продуктами, спать в тишине.
— Морально получилось немного разгрузиться. Я только сейчас осознала, как же это волшебно — встать и пойти куда тебе хочется, — отметила Кристина. — Дома мы не могли выйти на улицу без страха за свою жизнь, а в ПВР мы ездили куда и когда хотим. Ярославль, конечно, роскошный город! Нам он очень понравился! Сами, наверное, мы никогда не приехали бы сюда. За почти два месяца мы освоились. Могли гулять с утра до позднего вечера и не уставать. Спасибо администрации санатория, где мы были, за доброту, которой они нас окружили. Отдельная благодарность за организацию многочисленных экскурсий! Спасибо местным жителям, которые помогали гуманитарной помощью: и я, и дети были одеты этой холодной весной. Спасибо Ярославской земле за всё! Кто остался из наших соотечественников и переехал в другой ПВР — все очень благодарны.
Как бы где-то ни было хорошо, всё равно сердце хочет в родной дом.
16 мая белгородская семья вернулась в родной город. Были вопросы, которые Кристине надо было решить. Приехав домой, она успела пожалеть о своем решении.
Мы вернулись, но здесь хуже, чем было. И мы понимаем, что вернулись зря.
— На улицу не выйти. Хотя можно выйти, но ты решай сам, что тебе важнее: погулять или выжить. Оставаться [в Ярославской области], конечно, мы тоже по многим причинам не могли. Стараемся сейчас закончить свои дела и всё-таки куда-то уехать. Потому что впереди лето и дети не могут сидеть в четырех стенах, — поделилась Кристина. — Здесь просто караул. Не знаю, возможно ли выехать сейчас, но так мне будет гораздо легче и морально, и финансово, и, соответственно, моё психоэмоциональное здоровье тоже будет лучше.
Младший сын Кристины, 5-летний Саша, уже несколько месяцев не ходит в садик, а второклассница Соня учится онлайн из дома. Работает Кристина в детском саду, но сейчас, конечно, никто не выводит детей из дома, поэтому воспитатели занимаются ремонтными работами садика и облагораживанием территории.
— И самое тяжелое для меня сейчас в буквальном смысле — это задача прокормить детей, — в отчаянии отметила Кристина. — 1000 рублей в день на питание уходит. Оставляю их дома и через день пулей гоняю в магазин за продуктами. Готовлю что-то простое: нарезаю окрошку, отвариваю картошку, иногда блины жарю.
На время поездки в Ярославль Кристина взяла 56-дневный отпуск, который полагается всем педагогам. Он уже закончился, и мама двоих детей вышла на работу.
— В садике новые окна вставили взамен выбитых, цветы посадили. Время делать плановый ежегодный ремонт. А на днях в дом напротив опять влетел беспилотник — и окна опять повылетали. Ну как можно работать в таких условиях? Как можно будущее планировать? — с отчаянием заявила Кристина.
Родители Кристины живут в Белгороде. О том, чтобы эвакуироваться из города, они и слышать не хотят. Родители живут в частном доме и выращивают продукты в огороде. В условиях, когда опасен любой выход на улицу, свои продукты являются спасением. Но в этом году из-за погоды пострадал урожай.
— В мае всё замерзло на огороде, и родители даже не могут помочь с продуктами, так как всё погибло, — рассказала жительница Белгорода Кристина.
С едой Кристине с детьми помогают соседи.
— Кто консервацию дает, кто картошку, а кто-то на ужин позовет.
Вся жизнь катится неизвестно куда. И вообще, непонятно уже, а жизнь ли это или борьба за существование?
Ранее мы публиковали истории других жителей Белгородской области, вынужденных оставить свои дома и эвакуироваться в Ярославль. Подробнее — в этом материале.