38-летняя Евгения Трюкова из Ярославля почти 10 лет ждала сертификат на новое жилье по программе «Молодая семья». Но не дождалась: когда ей исполнилось 36 лет, из программы ее исключили по возрасту. По закону у Евгении оставался альтернативный вариант — бесплатно получить земельный участок, пока не исполнится 40 лет. Женщина ухватилась хотя бы за эту возможность. Сейчас она с 11-летней дочкой и 10-летним сыном живет в однушке, взятой в ипотеку. А на участке можно было бы построить дом и переехать туда. Евгения встала в очередь на землю и в ноябре 2021 году раздался долгожданный звонок из мэрии — участок для семьи нашелся на улице 7-й Забелицкой в Красноперекопском районе. Правда, радовалась женщина недолго. Земля оказалась не годна для строительства. Только Евгения об этом узнала не сразу.
— Когда мне только предоставили участок, сказали, чтобы я съездила и посмотрела его. Но, когда я приехала на место, оказалось, что к выделенной земле мне просто не пройти — все пути были перекрыты гаражами и огородами, огороженными заборами. Полноценно оценить ситуацию было невозможно. В комитете по управлению муниципальным имуществом мне сообщили, что всё это там находится незаконно. Я написала заявление в мэрию, чтобы эти постройки убрали. Но по факту снесли их только через год. При этом мне нужно было быстро решить — беру я землю или нет. Если не беру, то меня ставят в конец очереди. Я побоялась, что второй раз просто не успею до 40 лет получить участок. Согласилась на этот. Приватизировала его. А когда, наконец, смогла попасть на эту территорию, увидела, что там практически болото — вода и кусты, — рассказала Евгения.
Женщина готова была даже на такой земле построить дом — на сваях. Но, когда пошла к чиновникам по вопросу организации подъездных путей, узнала, что вода на ее участке может стать препятствием для строительства не только фактически, но и на законодательном уровне.
— Чтобы понять, что за ручьи текут по моему участку, мне пришлось заказать экспертизу у гидрологов. За нее я заплатила больше 20 тысяч рублей. В выданном мне в июне 2023 года заключении говорилось, что это водные объекты — притоки Твороговского ручья, — рассказала Евгения.
В департаменте охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, посмотрев на это заключение, женщине сообщили, что согласно Водному кодексу России водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, а их береговые линии предназначаются для общего пользования.
— Обращаем внимание, приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещается, — говорится в официальном ответе департамента ярославне.
То есть предоставлять такой участок в личное пользование для дальнейшей приватизации было вообще нельзя. Но узнать это удалось после того, когда мама двоих детей за свой счет провела экспертизу.
Евгения пришла с этим в мэрию Ярославля и попросила заменить выданные ей шесть соток на другие. Но в комитете по управлению муниципальным имуществом ей отказали.
— Вы реализовали свое право на однократное получение в собственность земельного участка. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Предоставление вам земельного участка для строительства индивидуального жилого дома взамен ранее предоставленного земельным законодательством не предусмотрено, — сообщили в КУМИ.
Евгения в шоке. Она считает, предоставление ей такого проблемного участка земли — ошибка чиновников.
— Хотела, как говорится, по-хорошему решить их некомпетентную ошибку. А в ответ услышала: «Дали, приватизировала — иди в болото». При выдаче земель в районе Твороговского ручья не было запроса КУМИ в департамент окружающей среды и природопользования, земли в данном районе выданы с нарушением Водного кодекса, — говорит Евгения.
На наш запрос, почему все-таки женщине не могут поменять участок на другой, в комитете по управлению муниципальным имуществом ответили следующее:
— Гражданке Трюковой вместе с предложением земельного участка для индивидуального жилищного строительства было дано 25 дней для решения вопроса о приобретении предложенного участка либо об отказе от него. Трюкова дала письменное согласие на его получение. Право собственности было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Обмен земельными участками между гражданином и органами местного самоуправления в данном случае законодательством не предусмотрен. Решение вопроса возможно в судебном порядке.
Евгения задается вопросом: как она могла в течение 25 дней принять правильное решение, если у нее даже не было возможности пройти к предоставленной земле. А страх, что при отказе она в силу возраста уже не дождется повторного предложения — был. По мнению женщины, все обследования земли перед, тем как предоставлять ее людям, должна была провести мэрия.
Сейчас женщина, действительно, собирается обратиться в суд. Надеется, что хотя бы таким способом она сможет заставить чиновников исправить их ошибку.