
Эту часть стены разрушили ковшом экскаватора. Собственница уверяет, что это не снос
Фото: читатель 76.RU
Поделиться
Собственница здания
Начался он летом 2021 года, когда в выходной день на Чайковского подъехал экскаватор и начал крушить здание. Похоже, хватило бы пары часов — и от дома осталась бы лишь гора строительного мусора. Работы остановил житель соседнего дома актер Театра имени Волкова Илья Коврижных — он встал под ковш экскаватора. Через несколько часов на место приехала полиция, составили протокол. Следом за правоохранителями к дому прибыли общественники, чиновники, представители разных партий, и все наперебой стали обещать, что спасут историческое здание. Запрещали снос дома и мэр Ярославля, и бывший губернатор Дмитрий Миронов. Департамент охраны объектов культурного наследия составил протокол об административном нарушении в отношении Людмилы Кукушкиной, который и рассматривался в суде.
Собственнице вменялось то, что она пыталась снести здание без имеющегося на то разрешения (часть 1 статьи 7.13 КоАП). За это полагается штраф от 15 до 200 тысяч рублей. Для юридических лиц — до 5 миллионов. Интересно, что сам департамент, попытавшийся наказать Кукушкину за негодное отношение к памятнику, знал, что здание не является таковым. Единственный статус, который распространяется на дома квартала, — исторический. По существующему законодательству (проект зон охраны) дома, построенные до 1957 года, относятся к историческим. Прежде чем что-либо делать с ними, необходимо согласовать это с Департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области.
«В соответствии с проектом зон охраны в границах буферной зоны объекта всемирного наследия для подзоны ЗРЗ.Ю.1 запрещен снос (демонтаж) исторических зданий, строений, сооружений без письменного разрешения органа охраны объектов культурного наследия и проведения историко-культурной экспертизы на предмет наличия признаков объекта культурного наследия. В связи с поступлением 15.06.2021 в департамент обращения мэрии Ярославля, содержащего информацию об установленных фактах попыток сноса исторического здания 12.06.2021 и 14.06.2021, проведено мероприятие по контролю. Установлено, что собственником проведены работы по сносу части здания <...>», — говорится в документах суда.
Квартал называют «топтыгинские хутора», поскольку он появился в 1948–1950-х годах прошлого века по инициативе Василия Топтыгина — директора Волковского театра. Изначально там проживали актеры Первого русского (в том числе такие народные артисты, как Наталия Терентьева, Сергей Тихонов, директор театра Василий Топтыгин, Феликс Раздьяконов, заслуженный художник Александр Левитан), со временем появились и другие жильцы. В 2021 году за кварталом закрепилось название Актерский.
Суд не нашел вины

Жители соседних домов помешали экскаватору продолжать работы по разрушению стены
Фото: Илья Коврижных
Поделиться
17 сентября 2021 года Кировский районный суд Ярославля вынес постановление о том, что не нашел состава административного правонарушения в действиях Кукушкиной. На заседание суда по делу явился представитель Людмилы Кукушкиной, а вот со стороны чиновников — никто. Владелица здания настаивала на позиции, что наняла подрядчиков для капитального ремонта.
«При обследовании указанного жилого дома по состоянию на апрель 2021 года было выявлено, что разрушение швов глубиной до
Суду Кукушкина пояснила, что «по неизвестным для нее причинам подрядчик отдал поручение водителю экскаватора осуществить разборку кирпичной кладки ковшом экскаватора, в результате чего стена была разрушена». Мол, компания «Трубос» избрала неверный способ разборки старой кладки. При этом работе помешали посторонние, а полностью стену не снесли.
Так как со стороны чиновников на суд никто не явился, то никто не смог предоставить доказательств, что бьющий по стене здания ковш экскаватора пытался именно снести его.
Опираясь на то, что суд согласился с доводами Кукушкиной и не счел это попыткой сноса, собственница разослала претензии в ярославские СМИ. Людмила Кукушкина затребовала возмещение морального вреда в связи с порчей репутации, чести и достоинства публикациями о сносе здания. По опросу 76.RU, претензии получили минимум четыре издания, сумма требований по ним — 2,5 миллиона рублей.
Снос или реконструкция?

Здание так и стоит практически в нетронутом виде после разрушения стены экскаватором
Фото: Александра Мамонтова
Поделиться
Как можно назвать работы, после которых от стены дома осталось совсем немного? С этим вопросом мы обратились к знающим людям. А именно к владельцу «Русского дома керамики», строителю Вадиму Судареву.
— Кирпич действительно мог крошиться из-за воздействия осадков, особенно если у дома худая крыша. Вполне логичное решение — заменить трухлявый кирпич. Другой вопрос, по какому проекту велись эти работы? Если по завершении будет та же самая стена, конструктив и размер здания не поменялись, то это капитальный ремонт. А если снесли, а потом вместо двухэтажного здания получилось четырехэтажное, то это новое строительство. При ремонте или реконструкции должны сохраняться кровля, вплоть до аналогичного материала покрытия, те же размеры окон, а в определенных зонах, как ЮНЕСКО, — даже цвет стен.