1 ноября в Ярославле закрыли сеть пиццерий «Додо Пицца». Об этом на своей странице в Facebook рассказал сам создатель франшизы Федор Овчинников. О том, почему ярославские «Додо» были опасны для людей и как они отразились на кошельке предпринимателя — в авторской колонке бизнесмена.
Франшиза — право работать под брендом и использовать технологии ведения бизнеса известной компании. Франчайзер — компания, которая готова за определенную плату поделиться своим именем и наработками с предпринимателями — франчайзи. Франчайзинг — это сама система бизнес-отношений между франчайзером и франчайзи.
— Договор коммерческой концессии с партнером-франчайзи расторгнут. Пиццерии отключены от системы Dodo IS. Это решение не связано напрямую с моим сообщениями в последние дни. Оно было принято еще 19 мая, когда мы отправили партнеру уведомление о расторжении договора и дали время, чтобы предприниматель продал свои пиццерии более эффективному собственнику. Почему мы приняли решение расторгнуть договор?
Начиная с 2019 года, в пиццерии фиксировались систематические нарушения стандартов. Нужно понимать, что речь идет не о каких-то корпоративных инструкциях, а о стандартах, связанных с безопасностью питания людей. 13 мая 2021 года была сделана комплексная проверка всех четырех пиццерий Ярославля, которая показала, что нарушения носят системный характер, ситуация не меняется, и было принято решение о прекращении работы с франчайзи. После этого мы дали предпринимателю три месяца для продажи пиццерий. К сожалению, франчайзи выставил за свои пиццерии неадекватно высокую цену и ожидаемо не смог найти покупателей — 150–200 млн рублей за четыре пиццерии.
Дело в том, что пиццерии в Ярославле имеют очень низкую выручку. Продажи четырех пиццерий в Ярославле в сентябре составили всего 8,5 млн рублей, при этом, например, в небогатом и конкурентном Кирове две пиццерии имеют выручку 15,6 млн рублей в месяц. В бизнесе всё взаимосвязано, стабильное качество и хороший сервис приводят к росту выручки, и наоборот.
Почему франчайзи ожидал, что пиццерии могут быть проданы по неадекватно высокой цене? Всё просто: в России почти не осталось свободных городов для развития «Додо Пиццы». Ярославль — отличный рынок. Партнер хотел продать в первую очередь «рынок», не веря, что наша компания действительно пойдет на закрытие пиццерий, ведь в этом случае, косвенно, из-за действий нашей управляющей компании пострадают сотрудники пиццерий и наши клиенты, и мы потеряем рынок, понесем репутационные потери.
19 августа франчайзи не нашел покупателя на свои пиццерии по предложенной цене, и мы пошли на уступки и продлили срок продажи до 31 октября, так как хотели всё-таки решить ситуацию без конфликта. В октябре неожиданно для нас мы получили иск, оспаривающий расторжение договора, а также запрос от бизнес-омбудсмена России, где излагалась позиция франчайзи из Ярославля о том, что мы пытаемся «отжать» его бизнес по низкой цене. Несмотря и на всё это, мы предприняли еще одну попытку донести свою позицию и урегулировать спор в рамках досудебной медиации.
В прошлую пятницу состоялась досудебная медиация, на которой мы еще раз аргументировано изложили свою позицию в присутствии независимых участников от бизнес-сообщества. Сегодня ночью мы получили очередное предложение от франчайзи о продаже четырех пиццерий за 150 миллионов рублей, а утром операционный директор Андрей Петелин принял звонок от неизвестного человека, который объявил, что если мы не дадим франчайзи из Ярославля продать пиццерии по его оценке, нашу компанию ждут «налоговые проверки» и «депутатские запросы». Через 15 минут мы приняли решение привести действие нашего уведомления о расторжении договора в силу.
Мы проиграли рынок Ярославля. Но это не страшно. Бизнес — это не только победы. Мы еще вернемся в этот замечательный город. Самое печальное то, что заложниками всей этой истории стали сотрудники, который работают в пиццериях Ярославля. Предприниматель получает прибыль как награду, но при этом он берет ответственность за сотрудников. Мы очень рассчитываем, что партнер закроет все свои обязательства перед сотрудниками. Мы готовы со своей стороны оказывать всестороннюю поддержку сотрудникам в разрешении любых споров. А также помощь в дальнейшем трудоустройстве внутри сети при готовности к переезду, а также после открытия «Додо Пиццы» вновь. Просим сотрудников пиццерий в Ярославле, столкнувшихся с любыми сложностями, писать нам на почту.
Теперь Ярославль — свободный рынок для открытия «Додо Пиццы». Я уверен, что негативные эмоции вредны для бизнеса. Несмотря на всё, мы готовы содействовать бывшему франчайзи из Ярославля в том, чтобы он минимизировал потери и продал то, что осталось, действующим партнерам «Додо», в том числе и для того, чтобы он выполнил все обязательства перед сотрудниками.