Жители поселка Красный Профинтерн в Некрасовском районе Ярославской области ежедневно боятся за свою жизнь. Виной тому — столетняя пятиэтажная коммуналка, в которой они выживают, в ожидании расселения. Люди живут в доме, где рушатся потолки, осыпаются стены, а об отоплении и газе им приходится только мечтать. Коммуналку признали аварийной, часть жильцов расселили, но об остальных будто просто забыли.
Наталия Матвеева рассказала, что ее бывший муж — Андрей живет в этом доме. Мужчина оказался там не по своей воле — Андрея отправили туда после того, как в его собственной квартире произошел пожар.
— У меня там проживает бывший муж, отец дочери. Мы с ним в нормальных отношениях, дочь с ним общается. Он попал в этот дом как в маневренный фонд, своя квартира у его сгорела, но он так ничего и не получил. Сейчас этот дом расселяют, ну почти уже расселили. Осталось совсем мало народу, и про них забыли. Весной отключили газ, отопление, горячую воду. К осени обещали дать квартиру. Ждал. Настала осень, но все так и осталось на своих местах. Только одни обещания, — рассказывает женщина.
Весной на кухне у бывшего мужа Наталии обвалился потолок. Ремонтировать его не стали — сейчас у дома нет управляющей компании. Мужчине пришлось собирать обломки потолка в ведра и вешать зонт, чтобы вода, капающая с потолка не попадала на электрическую плиту.
— Там вообще в доме ничего не делают, — сообщила Наталия. — Теперь в этом доме только ужастики снимать можно, но не жить. Люди каждый день боятся, что не выйдут живыми из дома. Обрушения начались давно, и сейчас сыплется. В подъезде первом их осталось 2 человека. Вот предложили переселиться в другой подъезд, там уже почти всем дали жилье. Может, почище комнату дадут, но обрушения-то по всему дому. Андрей сейчас там даже свет не включает — опасно. Хотя сам электрик.
Для того чтобы защитить одежду и мебель от грязи и сыплющейся с потолка бетонной крошки, люди кладут клеенку. В доме нет горячей воды, поэтому людям приходится мыться у друзей и родственников.
В администрации сельского поселения Красный Профинтерн рассказали, что о проблеме знают и стараются ее решить.
— Горячей воды в этом доме не было никогда. Когда люди переезжали туда, они об этом знали. Газ в доме отключили, потому что после расселения семей в их квартиры начали проникать посторонние люди и воровали газовые плиты. Решение на отключение газа принимали вместе с жильцами, потому что они переживали за свои жизни. Сейчас новые дома взрываются от газа, что уж говорить об аварийных. Электричество исправно подается в квартиры. Отопления сейчас нет во всем поселке, но когда оно появится, его подадут в этот дом. Там осталось 4–5 семей, которые живут там на постоянной основе. Мы надеемся, что их удастся расселить до конца 2021 года, — рассказал сотрудник администрации.
Красный пятиэтажный дом, который превратился в ветхую развалюху, вовсе не всегда таким был. В 1912 году его построил для служащих своего завода известный ярославский купец Понизовкин. Пятиэтажный дом из красного кирпича был рассчитан на 40 квартир. В те далекие времена получить квартиру в «сорока» считалось очень престижным.
— В лихие 90-е туда начали заселять людей, — рассказал потомок известного ярославского купеческого рода Владимир Понизовкин.
После этого квартиры превратились в коммуналку. В 2011 году дом признали аварийным, но местная администрация с этим не согласилась и обратилась в суд, и выиграла. В 2017 году дом всё-таки снова признали аварийным. Но программа расселения аварийного жилья в Ярославле закончилась 1 января 2017 года. Дом под расселение не попал.
Отчаявшиеся жители в 2017 году обратились за помощью к Владимиру Понизовкину — наследнику знатного рода.
— А что я сделаю? — недоумевал Владимир Понизовкин. — Могу лишь воззвать к властям и попробовать обратить их внимание на эту проблему: очевидно, что она требует срочного решения, так как здание уже наклонено. Возможно, отреагирует губернатор, возможно, кто-то из депутатов.
Позже Владимир написал письмо губернатору Ярославской области Дмитрию Миронову. В послании он требовал помочь спасти историческую постройку.
«Здание уже дало крен в сторону Волги», — писал Понизовкин. «Нельзя допустить обрушения здания, которое может повлечь за собой человеческие жертвы. Нельзя допустить утраты памятника. Вопрос требует срочного и безотлагательного решения, пока не произошла беда. Очень прошу вас принять экстренные меры для сохранения памятника для наших потомков».
В 2019 году жильцы настолько отчаялись, что обратились за помощью на шоу «Мужское / Женское» на Первом канале.
— У меня дети постоянно болеют. У сына семилетнего практически астма, он кашляет всё время, задыхается, — рассказала в студии мама семерых детей Екатерина Дорина.
После этого Следственный комитет начал проверку.
— Несмотря на очевидную опасность для жизни и здоровья жильцов, их просьбы об оказании помощи ответственными лицами игнорируются. Следствием будут проверены все факты и дана правовая оценка действиям или бездействию ответственных лиц, — уточнили в СУ СК РФ по Ярославской области.
Владимир Понизовкин считает, что даже при расселении всех жильцов дом нужно обязательно отреставрировать.
— Это мое наследие. Дом по большому счету никому не нужен, но и мне его отдать не могут. Если администрация пойдет мне навстречу и поможет в плане реставрации, с помощью благотворительного фонда поддержки и сохранения национального историко-культурного наследия и социальных проектов «Понизовкин», мы сможем сохранить это историческое здание, — считает Владимир.
«Дом сорока» — не единственное наследие, оставленное купцами Понизовкиными Ярославской области. Мы рассказывали, как купцы Понизовкины построили целую промышленную империю в небольшом поселке в Ярославской области, и почему она превратилась в руины.