СЕЙЧАС -10°С
Все новости
Все новости

«Мобильные» мошенники украли у ярославцев 40 млн

Поделиться

Сотовый телефон, привязанный к банковскому счету, сегодня можно назвать источником повышенной опасности. К такому выводу пришли в УМВД по Ярославской области, подведя итоги расследования преступлений, связанных с использованием мобильных гаджетов.

На текущий год в производстве у ярославской полиции 295 подобных уголовных дел. Потерпевшим причинен ущерб на общую сумму порядка 40 млн рублей. Суммы, похищенные со счетов жителей региона путем «мобильного» мошенничества, – от нескольких сотен рублей до нескольких миллионов. Сегодня замначальника УМВД – начальник следственного управления Андрей Мешков рассказал о наиболее распространенных способах отъема денег у доверчивых граждан, а также о способах избежать кражи.

Беру не глядя!

Самый популярный на сегодня вид мошенничества – это использование интернет-сайтов купли-продажи. Как правило, жертвой выбирают человека, который что-то продает. Ему звонят злоумышленники и сообщают, что хотят прямо сейчас, не глядя, купить товар. И даже готовы перечислить задаток. «Продавец впадает в эйфорию, включается алчность, теряется бдительность. В этот момент у него просят продиктовать номер карты, чтобы перевести аванс, – пояснил мошенническую схему Андрей Мешков. – Человек его называет, а хакеры тем временем пытаются привязать эту карту к другому телефону. Жертву просят сообщить код из пришедшего ему СМС. Якобы для подтверждения перевода денег. В большинстве случаев граждане верят, а мошенники получают доступ к вашему счету».

Похожий сценарий происходит и с теми, кто ищет работу. Человеку звонит якобы работодатель, предлагает должность в другом регионе или работу вахтовым методом за очень солидную зарплату. «Для достоверности его подробно расспрашивают о стаже, опыте работы и тому подобном. И предлагают оплатить проезд. А дальше – та же схема: узнают номер карты, просят сообщить код из СМС и получают доступ к счету», – добавляет Мешков.

Что делать: таких преступлений в Ярославской области регистрируется один-два в день. Вернуть деньги практически нереально. Поэтому, прежде чем радоваться удачной сделке, включите мозг и никому, никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте три сочетания цифр: пин-код карты, CVV-код (три цифры на обратной стороне) и коды подтверждения операций.

«Ваша карта заблокирована»

Еще один, довольно старый, но до сих пор популярный способ мошенничества. Человеку приходит СМС с указанным текстом и номером телефона. Он звонит, чтобы разобраться, его просят войти в «личный кабинет» в онлайн-банке или воспользоваться банкоматом. «Мнимый сотрудник безопасности банка диктует жертве, что сделать. Как правило, просят зайти в нужный раздел и ввести комбинацию цифр, а также некий "секретный" код. На самом деле это оказывается номер счета и сумма, которая списывается со счета клиента», – рассказал замначальника УМВД.

Что делать: ни в коем случае не перезванивать по телефону из СМС, а обратиться в свой банк по номеру горячей линии (обычно он указан на самой карте). Только так вы сможете выяснить, действительно ли есть проблемы с вашей картой или это уловка мошенников.

Бабушка, я попал в беду!

Пожалуй, самый примитивный способ «развода», рассчитанный, в основном, на пенсионеров – «ваш внук/сын/племянник попал в ДТП». Этому приему уже лет шесть, но он до сих пор работает. «За текущий год у нас было 60 с небольшим уголовных дел по данному виду мошенничества. Удалось разоблачить целую группу, доказав 16 эпизодов. Причем организатор преступного бизнеса руководил им удаленно, отсиживая срок в Самаре», – отметил Андрей Мешков.

Что делать: почаще напоминайте своим пожилым родственникам о возможной опасности и разъясните им, как действовать в подобной ситуации. Нужно всего лишь перезвонить тому человеку, от чьего имени говорят мошенники. Либо задать пару вопросов, ответы на которые преступники знать не могут.

Банковский счет «в наследство»

Некоторые граждане становятся мошенниками волею случая. Это происходит, если кто-то теряет мобильный телефон или перестает пользоваться номером. Спустя определенное время мобильный оператор передает номер другому клиенту. При этом к нему остается привязанным банковский счет прежнего владельца.

«Если человек неактивно пользуется мобильным банком, он может просто забыть об этом. А новый обладатель телефонного номера получает СМС, что на счет зачислены деньги. Кто-то не обращает внимания, считая это ошибкой, кто-то понимает и не пользуется ситуацией, а некоторые заходят на счет и переводят деньги. Но, как правило, это не квалифицированные преступники, поэтому их легко вычислить», – отмечает Андрей Иванович.

Что делать: при смене телефонного номера обязательно проверьте, не осталось ли на нем каких-то счетов. Если вы редко пользуетесь мобильными сервисами, лучше вообще не подключать ничего «лишнего».

Шок-фото. Смотреть всем!

Зачастую мошенничества носят отсроченный характер. К примеру, вам приходит ММС или СМС со ссылкой или каким-то фото. Но, чтобы его посмотреть, нужно скачать приложение или программу. «Вы его скачиваете, фото посмотреть все равно не удается, и вы о нем забываете. А смартфон уже заражен вирусом, который дает злоумышленникам контроль над вашим гаджетом, – предупреждают в полиции. – В том числе они получают доступ к банковскому счету. Причем воспользоваться этим жулики могут не сразу. К примеру, будут отслеживать движение средств и дожидаться поступления крупной суммы. Создаются целые базы подобных подконтрольных счетов, которые мошенники используют по своему усмотрению».

Что делать: не скачивать приложений и программ из сторонних источников, использовать антивирусные программы.

В целом, по словам Андрея Мешкова, «мобильные» хакеры сегодня развиваются очень активно, поскольку их деятельность высокодоходна. «Раскрываемость таких преступлений не превышает 20%. Мошенники действуют удаленно. Могут вообще находиться в другом государстве, – признается полицейский. – Но, как правило, во всех случаях мошенничества виноват сам пострадавший. Он может просто не помнить, что пытался скачать какую-то программу или поймал вирус. Нельзя, конечно, исключать недобросовестных сотрудников банков и мобильных операторов, но это случается довольно редко. Просто запомните, что вернуть деньги в таких случаях почти нереально, и будьте более бдительны».

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter